В семье Шукшиных уже много лет не прекращаются разборки: родственники не могут поделить имущество. Но мало кто знает, что у дочерей Василия Шукшина Ольги и Марии есть еще и старшая сестра Катя. Оказывается, Василий Макарович до самой смерти метался между ее мамой и последней своей супругой Лидией Федосеевой-Шукшиной…
На своей громкой фамилии Екатерина Шукшина не сделала бизнес. Она не стала выбирать для себя публичную профессию – лезть в артистки или телеведущие. Много лет Катя занимается литературными переводами с английского, немецкого и французского языков. Живет скромно, на лавры известности не претендует. И о знаменитом отце вспоминает, как правило, лишь в кругу семьи…
МЕЖДУ ЖЕНОЙ И НЕВЕСТОЙ
«В женщинах я запутался», – всегда честно признавался Василий Шукшин в письмах своей матери, которую любил и почитал больше всех на свете. Она пыталась образумить его, наставить на путь истинный, да все без толку. Влюбчивый Шукшин обещал: «разберусь сам» – и влипал в свои романы еще глубже.
Однажды поставил мать в такое положение, что она чуть со стыда не сгорела. Вася неожиданно нагрянул к ней в гости в родное село на Алтае. Да не один. Привез беременную невесту – извольте, мол, любить и жаловать. Посмотреть на девушку сбежались все местные. Шушукались у нее за спиной, пальцем показывали. Ведь знали же: в селе Василия ждет законная супруга – Мария Шумская.
На ней он женился еще в студенческие годы. Звал с собой в Москву – да она не поехала, просил развода – не дала. Пришлось Шукшину «потерять» паспорт, чтобы избавиться от штампа о браке.
Беременную Вику Софронову деревенские пожалели, правды не выдали – девушка после смотрин уехала уверенная, что ее свадьба с Васей совсем не за горами…
– Узнала она о том, что отец тогда уже был женат, гораздо позже от одного исследователя его биографии, – говорит о той ситуации Екатерина, которую тогда и вынашивала невеста Шукшина.
На что спустили огромное наследство Василия Шукшина: «Все было растрачено по Америкам и Европам»
Скандалы между наследниками прославленного артиста и писателя Василия Шукшина гремят не первый год.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Скандалы между наследниками прославленного артиста и писателя Василия Шукшина гремят не первый год. Родня то делит квадратные метры, то устраивает публичные склоки на ток-шоу, то обвиняет друг друга в воровстве… А на этот раз младшая дочь актера Ольга Шукшина решила рассказать, почему у нее не сложились отношения с родной матерью Лидией Федосеевой-Шукшиной и сестрой Марией.
В интервью Борису Корчевникову в программе «Судьба человека» наследница призналась, что в их семье никогда не было душевного тепла. Когда отец умер, маленькой Ольге было всего шесть лет, и с тех пор ее мать была занята лишь устройством личной жизни — артистка еще трижды побывала замужем. Авторитарная Лидия Николаевна не слишком-то переживала за судьбу дочерей.
— Ближе всего я общаюсь со своей сводной сестрой Анастасией от первого маминого брака. А вот она сама уже полвека не разговаривает с дочерью, — призналась Ольга Шукшина. — То, что сейчас происходит со всеми нами — это, конечно, катастрофа. Мы все очень далеки. Я пытаюсь достучаться до Маши, до мамы. Как же так, все-таки родная кровь, заветы отца, ответственность перед фамилией… Он ведь все написал в своих рассказах: как жить, как бороться. Это наш потерянный рай. Наша семья – расколотая чаша, и я – осколок династии Шукшиных.
Не получив материнского тепла, младшая дочь то бунтовала и уходила из дома, то сбегала в Америку, то отправлялась в монастырь… По словам Ольги Шукшиной, в молодости она наделала массу ошибок, но особенно неосторожна была с финансами.
— Отцовское наследство мы получили в 1989 или 1990 году, когда мне было 21-22 года. Денег хватало, трать — не хочу, — вспомнила гостья программы. — На тот момент это была огромная сумма: по 25 тысяч рублей на человека (на эти деньги можно было купить несколько машин или даже квартир. — Ред.). Маша быстренько вложила все в квартиру и выехала из отцовского дома, а мы с мамой остались. Своей долей я распорядилась беспечно: очень быстро все было растрачено по Америкам и Европам. В США я провела год, скиталась по нью-йоркским чердакам и подвалам, потом вроде встала на ноги и устроилась продавцом в ювелирный магазин. Но закончилось все печально: у меня украли паспорт, билет… Пришлось, как блудной дочери, возвращаться в Москву и кидаться маме на грудь.
Однако, появлению Ольги родные не обрадовались: сестра обиделась, что та профукала наследство, а мама снова с головой ушла в новый роман. «Что ты приехала?», — только и спросила Лидия Николаевна. — «Я думала, ты останешься в Америке». Эту встречу наследница, видимо, до сих пор не может простить матери.
— Я всегда хотела, чтобы мама осталась как вдова Гагарина: воспитывала бы детей и больше не выходила замуж, — объяснила свои претензии к родительнице Шукшина-младшая.
БУТЫЛКА ПОРТВЕЙНА ДЛЯ РОЖЕНИЦЫ
Вику Софронову Шукшин встретил в Доме литераторов. Он там читал свои рассказы, а она, литературный критик журнала «Москва», пришла послушать начинающего автора. Слушатели самородка не оценили и «порубали его в капусту».
– Маме стало нестерпимо жалко человека. Она подошла его утешить, – рассказывает Екатерина. – Вскоре после этого Шукшин пригласил ее на премьеру своего первого фильма «Живет такой парень». Закрутился роман, результатом которой и стала мамина беременность.
Надо сказать, что Виктория Софронова была не просто москвичкой, а еще и дочерью главного редактора «Огонька», поэта Анатолия Софронова. Тот, конечно же, не одобрил появление простого парня из села в качестве жениха любимой дочери.
– Лопоухого алтайского самородка угораздило попасть в семейку кондового партфункционера, – качает головой Екатерина. – Как-то родители гуляли недалеко от редакции, в которой работал дед. Мама предложила: «Зайдем?» Шукшин нехотя согласился. Дедушка их принял, но без восторгов. Мама вдруг поняла: говорю одна я, разговор явно не клеится. Посидели минут 15-20 и ушли… Больше практически и не общались.
Виктории и самой не все было просто в Василии принять.
– Моя городская мама даже обиделась, когда отец передал ей в роддом бутылку портвейна. У всех на тумбочках цветы, а у нее – на тебе!.. Шукшин же знал, что в деревнях рожениц отпаивают красным вином, вот и позаботился, – рассказывает Екатерина Шукшина.
Прочерк в графе «отец»
Шукшин был очень рад рождению доченьки Кати, но в документах ее отцом не числился. Вскоре после появления ребенка в семье отношения супругов испортились, и они решили расстаться. Несмотря на это, Василий Макарович всегда старался быть в курсе событий дочери. Только в возрасте семи лет мать дала ей фамилию отца.
После того как Виктория второй раз вышла замуж, встречи Екатерины со своим отцом в стенах дома стали заметно реже. Когда девочке исполнилось девять лет, Василий Макарович ушел из жизни. Мама Екатерины горько плакала на похоронах, а после повесила портрет Шукшина в комнате дочери. В силу своего возраста Катя не понимала до конца, что отец ушел навсегда. Муж Виктории очень тепло относился к девочке и заменил ей родного папу.
Окончив среднюю школу, Катя пошла по стопам Василия Шукшина и была зачислена на филологический факультет Московского государственного университета. После получения диплома девушка работала в издательстве одной газеты, где переводила тексты. Со своими сестрами со стороны отца у Кати очень сложные взаимоотношения.
ЖИЗНЬ НА ДВЕ СЕМЬИ
Вскоре после рождения дочери Викторию настиг удар, которого она не никак не ждала. Дошли слухи, что Василий ей изменяет! И действительно – пока Вика ходила беременной, Шукшин завел роман на стороне. На съемках фильма «Какое оно, море?» он познакомился с актрисой Лидией Федосеевой и, что называется, пропал. Но бросать ни одну из двух любимых женщин он не собирался. И с этого начались его многолетние метания между Викторией Софроновой и Лидии Федосеевой.
– Как мама это терпела, мне понять сложно, – говорит Екатерина. – Однажды, правда, она в сердцах дала отцу пинка – да так, что юбка треснула по всему шву. Думаете, Шукшин в тот вечер ушел? Мама при нем же, заливаясь слезами, зашивала свою любимую юбку!
Много лет спустя Виктория пыталась объяснить уже повзрослевшей дочери, почему несколько лет терпела измены Шукшина.
– Ты понимаешь, он никогда мне не врал, – сказала она. – Правды не говорил, но не соврал ни разу.
«А ты чего такая доверчивая? – спросил маму как-то Шукшин. – Тебя что, никто не обманывал?» – «А кому, Вась?»
Потом она услышала этот диалог в «Калине красной» …
Так и жил Василий Макарович на две семьи, пока жизнь все сама не расставила по своим местам: Виктория Софронова, устав ждать, когда он определится, вышла замуж за одного прозаика, а у Лидии Федосеевой родились дочери Ольга и Маша.
Отцовская любовь
Екатерина была ещё совсем маленькой, когда отношения между родителями закончились, но отец всегда присутствовал в её жизни. Поначалу приходил часто, а ещё писал трогательные и очень взрослые письма своей маленькой дочери, словно «на вырост». Писал из командировок и творческих экспедиций, но чаще всего из больницы, куда он часто попадал из-за своей язвы. Он называл дочь Катенькой и Катюней, словно стараясь в своих посланиях передать дочери всю свою любовь.
Письмо Василия Шукшина дочери.
А при личной встрече он явно стеснялся проявлять нежные чувства, был довольно сдержан и совершенно беззащитен. Он совсем не умел быть строгим или требовательным к своей дочери. Когда Виктория Анатольевна вышла замуж за писателя Вячеслава Марченко, Василий Макарович стал бывать в доме бывшей жены только по праздникам. Кате тогда уже исполнилось семь лет, и отец явно гордился тем, что у него теперь такая взрослая и самостоятельная дочь.
Незадолго до первого сентября Шукшин повёл бывшую жену и дочь по магазинам, купив сразу несколько школьных фартуков. Он словно не слышал заверений жены в том, что всё это есть. Василий Макарович восхищался яркими карандашами, а Виктория Софронова только вздохнула: дочке-то не карандаши нужны, а пальто зимнее. Пальто, кстати, он тут же и купил. А в день первого звонка прислал Кате открытку с пожеланием хорошо учиться.
До семи лет Екатерина носила фамилию матери, но после родители решили, что в школе она должна быть уже с отцовской фамилией. Но добиваться всего в жизни она должна была самостоятельно. Правда, когда после окончания школы Екатерина Шукшина решила поступать на филфак МГУ, фамилия ей точно помогла, ведь конкурс в самый престижный ВУЗ страны был огромным.
Катя навсегда запомнила, как плакала мама в тот день, когда Василия Макаровича не стало. И девочка никак не могла понять, что отца больше не будет в её жизни. В тот же день в её комнате над кроватью появился портрет отца. Подруги Виктории Анатольевны отговаривали, дескать, нельзя при живом-то муже держать дома портрет супруга бывшего. Но мама тогда отрезала: дочь должна помнить своего родного отца.
Мария Шукшина
Популярная советская и российская актриса театра и кино. Родилась в 1967 году в Москве в семье Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Впервые снялась в фильме «Странные люди» в возрасте всего 1,5 года. В пятилетнем возрасте играла одну из дочерей Расторгуевых в кинокартине «Печки-лавочки». В возрасте 7 лет сыграла Машу в фильме «Птицы над городом». После окончания средней школы поступила в Институт иностранных языков на специальность переводчика с английского и испанского языка.
После получения высшего образования несколько лет работала переводчиком, но в 1995 году вернулась в кино. Сыграла роли в кинокартинах «Американская дочь» и «Цирк сгорел и клоуны разбежались». Впоследствии, даже несмотря на отсутствие актерского образования, снялась еще в 50 кинофильмах.
С 1999 по 2014 годы – бессменная ведущая передачи «Жди меня» на «Первом канале», с 2021 года ведет передачу «В гости по утрам» на том же канале.
Замужем была трижды. Первым ее мужем стал переводчик Артем Трегубенко. В браке с ним Мария родила дочь Анну Трегубенко. От этой дочери у Марии есть внук Вячеслав Трегубенко.
Вторым мужем Марии стал бизнесмен Алексей Касаткин. От этого брака у Марии имеется сын Макар Касаткин и внук Марк Касаткин.
Третьим мужем Шукшиной стал юрист и предприниматель Борис Вишняков. В этом браке Мария родила двух мальчиков-близнецов Фому и Фоку Вишняковых.