«Всесоюзная Баба-Яга» Георгий Милляр в старости ел черствый хлеб и терпел насмешки. Почему его все забыли?

Георгий Милляр в роли Бабы-Яги
Без Георгия Милляра ни один фильм Александра Роу не обрел бы такой колоссальный успех. Актер не боялся выглядеть в кадре некрасивым, наоборот, брил голову наголо и избавлялся от бровей, чтобы гримерам было легче превратить его в очередное лесное чудище. Его Баба-Яга и Кощей Бессмертный до сих пор считаются эталонными персонажами киносказок.

И без того непростая биография сына французского инженера со временем обросла новыми слухами. Коллеги рассказывали, что хоть Милляр и не был злостным алкоголиком, но часто являлся на съемки подшофе. Сплетен о личной жизни артиста ходило не меньше: говорили, что Георгий Францевич жил с мамой до 65 лет из-за давнего разочарования в любви.

К счастью, уже на пенсии в жизни актера появилась супруга Марья Васильевна. Пара вместе ездила на съемки и творческие встречи до тех пор, пока Милляр не остался без работы. Как же могло случиться, что талантливый артист вынужден был сидеть дома, страдая от забвения? 7 ноября, в дату рождения знаменитой советской «Бабы-Яги», вспоминаем яркую историю Георгия Францевича с печальным финалом.

Детство

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.
Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — в Подмосковье и Геленджике.

Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.

Георгий Милляр в детстве

Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр.

В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились.

С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».

А был ли брак?

Впрочем, ролей Милляр никогда не просил — как не требовал и в обыденной жизни. Две трети своих лет обитал в коммуналке вместе с матерью — женщиной любящей, но властной. Родительницы побаивался: когда Георгий на съемках прикладывался к спиртному, Роу стоило только пригрозить: «Вот смотри у меня! Все маме расскажу!» — как актер тут же брался за ум. Поговаривают, что в юности актер женился, но супруга оказалась неверной. Вскоре после свадьбы девушка озвучила новость о скором пополнении в их семье — а Милляр не обрадовался. По состоянию здоровья он не мог иметь детей и потому понял: у супруги есть отношения на стороне.

В актерских кругах шепотом озвучивали еще одну сплетню о личной жизни Георгия: мол, он всю жизнь при матери, так как женщины его не интересуют вообще. В некоторых современных изданиях сообщается, что в 30-х годах Милляра арестовали по подозрению в мужеложстве, но вскоре отпустили, сняв обвинения. Словом, доказательств ни раннего брака, ни нетрадиционной ориентации артиста нет:

«Были ли «необычные» наклонности у Георгия, могла знать только жена. И, может, Мария Васильевна знала правду, но она уважала личную жизнь мужа. Поэтому помалкивала. Одна из ее дочерей, горячо дружившая с Милляром, уже умерла. Родственники же Александра Роу, которые тоже могли бы пролить свет на «голубой» вопрос, давно живут в Великобритании», — говорится в книге «Я — второй Раневская, или Й — третья буква».

Театр

Окончив школу в 1917 году, Георгий устроился работать бутафором в местный театр. Но на этой «черной работе» ему пришлось пребывать недолго. Актриса, которая должна была играть Золушку в детском спектакле, заболела, а заменить ее было некому. Милляр вызвался помочь и сыграл так, что стал одним из ведущих артистов.

Георгий Милляр в молодости

Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года.

Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ — аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.

Первая роль — Золушка

Театр Милляр обожал с самого детства. В юности он подрабатывал бутафором в одном из театров и однажды отважился попросить режиссера о роли: перед самым спектаклем выяснилось, что заболела актриса, игравшая… Золушку. Милляр с жаром доказывал, что сумеет заменить актрису. И у него получилось блистательно!

Милляра заметили тогда многие, среди которых оказался великий кинорежиссер-сказочник Александр Роу. Именно тогда он и пригласил Милляра в свою картину. Начиная с 1939 года, Георгий Францевич сыграл у Роу свои самые звездные роли — Кащея, Лешего, Бабу-Ягу и прочую нечисть.

Работа в кино

Мечтой Георгия Францевича всегда был кинематограф. С 1931 года он сыграл несколько эпизодов в таких фильмах, как «Марионетки» и «Рваные башмачки».

Мечтой Георгия Милляра всегда был кинематограф

Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках.

Первые пробы у Роу Милляр провалил — переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).

Георгий Милляр в фильме «По щучьему веленью»

Коронной для Георгия Францевича стала роль Бабы-Яги. Впервые ее пришлось играть в фильме «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на нее пробовалась Фаина Раневская, но Милляр убедил режиссера, что мужчина справится лучше, ведь не каждая женщина согласится ради роли себя изуродовать. В этом фильме актер сыграл еще 2 роли — старика-отца и седого гусляра.

Георгий Милляр с режиссером Александром Роу на съемочной площадке

В 1941 году Георгий ушел из театра навсегда, всецело отдавшись кино. Милляр был увлеченным актером: сам создавал эскизы для костюмов, продумывал до мелочей жесты и мимику. Все его роли требовали сложного грима, который приходилось накладывать по 6 часов. Однажды гримеры сожгли актеру лицо перекисью водорода. Но он никогда не жаловался. «Раскрывая тайны звезд»: Георгий Милляр Кощея Милляр играл, будучи больным малярией. Актер подхватил болезнь во время эвакуации съемочной группы в Душанбе. Милляр весил 48 килограмм и буквально превратился в живой скелет, так что играть чудовище на этот раз мог почти без грима, особенно после того, как сбрил волосы и брови.

Премьера фильма «Кощей Бессмертный» состоялась в 1945 году, вскоре после Дня Победы. Зрители ликовали, когда Кощей в конце концов оказывался побежден — в нем видели воплощение Гитлера.

Сам фильм стал признанной классикой не только у нас, но и за рубежом. Даже Питер Джексон, когда снимал «Властелин Колец», перенял у Роу его эпически-сказочный стиль. А в образе Саурона без труда узнается Кощей, созданный Милляром. Георгий Милляр. Вся нечистая сила Периодически актер играл эпизоды у других режиссеров. Например, папашу Эбенезера Дорсета в первом фильме Гайдая «Деловые люди» (1962) или французского солдата в «Войне и мире» (1967) Сергея Бондарчука. Но все же Георгий Францевич понимал: без Роу его карьера пойдет на спад.

Георгий Милляр в фильме «Война и мир»

Так оно и случилось. После смерти режиссера 28 декабря 1973 года Милляра постепенно начали забывать. Он играл эпизоды, озвучивал мультфильмы, выступал на детских мероприятиях, но уже не мог найти себя за пределами «сказочного амплуа». Георгий Францевич всегда мечтал о серьезных ролях, хотел сыграть Суворова и Вольтера. Но его мечта так и не исполнилась.

Артист Георгий Милляр (7 ноября 1903 — 4 июня 1993) прославился благодаря детскому кино. Кто не помнит его Бабы-Яги с манерами травести из гей-клуба начала ХХI века?! А какие лихие жесты позволяет себе милляровская героиня! …И без грима современные гомосексуалы запросто бы узнали в знаменитом артисте своего.
Родился Георгий Милляр в семье аристократа Франца де Милляра, французского инженера, который приехал в Россию, чтобы консультировать русских при строительстве мостов. В Сибири Франц познакомился с Елизаветой Журавлевой, дочерью известного золотопромышленника. Случился стремительный роман, и де Милляр решил остаться в России. Но счастье молодой семьи было недолгим — в 1906 году Франц скончался от чахотки в Ялте. Неподалеку, в Геленджике, де Милляры купили дачу… Примечательно, что Георгия Милляра всю жизнь связывало с отцом сильное чувство сыновнего долга. Пока была возможность, он каждый год приезжал на могилу отца.

Георгий Милляр в фильме «Морозко», 1964 г.

Революцию Елизавета с сыном встретила на своей даче в Геленджике. Подмосковное имение де Милляров было реквизировано большевиками, огромную квартиру в Москве превратили в коммуналку, оставив матери и Георгию жалкую комнатку. В ней Милляр прожил до середины 1980-х годов.

Самой первой театральной работой Милляра была роль… Золушки. В геленджикском театре, где юный Георгий начинал бутафором, заболела актриса. Заменить ее оказалось некому. И тогда Жоржик, наизусть вызубривший все роли, сам напросился на замену. Так Милляр впервые переоблачился на сцене в женщину.

В 1923 году Георгий возвращается в Москву — надо было получать образование. Поступает в актерскую Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Тщательно скрывает свое аристократическое происхождение и знание трех языков. В анкете пишет: «родился в семье служащих, языков не знаю». Остается работать в этом же театре и покидает его только в 1938 году, когда начинает грезить кино.

Первой главной ролью Милляра в кинематографе стала Баба-Яга… На роль Бабы-Яги — Милляр сыграет ее у Роу около 10 раз — актера никто не приглашал. Впервые искрометная старушка появилась на экране в 1939 году в «Василисе Прекрасной». В амплуа сказочной злодейки Александр Роу пробовал нескольких актрис и уже почти остановил свой выбор на Фаине Раневской. По случаю режиссер поделился сомнениями с Милляром, игравшем в фильме отца и гусляра. «А давайте я сыграю Бабу-Ягу, — предложил актер. — Зачем вам женщина в этой роли?..» Роу решил рискнуть. После «Василисы…» они не расставались никогда. А Баба-Яга с тех пор — самая обаятельная нечисть российского кино. А ведь еще были Леший, Кащей бессмертный, Квак, Черт, Чудо-юдо и прочая нечистая сила из знаменитых детских фильмов. О масштабах народной любви к Милляру свидетельствуют анекдоты, которые стали слагать о его Бабе-Яге, казавшейся очень реальным персонажем. А ведь так и было — грим Яги Милляр отчасти придумал сам по образу крикливой старухи-гречанки, которая была «визитной карточкой» предреволюционной Ялты. Манеру разговаривать взял у склочной соседки по коммуналке.

В 16 фильмах Роу Милляр сыграет около 30 ролей, если считать с многочисленными эпизодами (он играл сразу несколько персонажей в каждом фильме Роу).

Вся скромная квартирка Милляра на Бронной была увешана зеркалами. Не только с целью профессиональной. В 1930-е мало кто из актеров советского кино мог поспорить с Милляром в способности в любых условиях выглядеть джентльменом. Женщины, несмотря на невзрачную внешность, находили в нем идеального кавалера. Правда, до тех пор, пока… Милляр не открывал рта.

Шутником он был известным. На склоне лет сам называл себя Стариком Похабычем. В общем, языком любил похулиганить. К примеру, актера, игравшего Панаса в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», прозвал Поносом. Он извергал сотнями такие афоризмы, от которых костюмерши заливались краской и бежали с жалобами прямо к режиссеру Роу.

Идет по Ялтинской киностудии экскурсия. Учащиеся педучилища разглядывают декорации и актеров. Колоритнее всех оказывается сгорбленная старушенция в гриме.

— Ой, смотрите, какая бабушка!

— Бабушка-то, бабушка, — бормочет «киноактриса» и вдруг выдает: — Бабушка, да с яйцами!

Таким же был Георгий Милляр и в общении — всегда веселый и бесшабашный.

Возможно, вся эта внешняя анекдотичность, несерьезность были маской, чуланом, в которой Милляр запер себя в конце 1940-х годов, после того как едва не отправился в лагеря. Начинающего актера застали в «неловком положении» вместе с одним лауреатом, который ходил в непререкаемых любимчиках у генералиссимуса. Фаворита Сталина НКВД тронуть не рискнул, а вот Милляра несколько недель продержали в общей камере и… отпустили.

С тех пор Милляр спрятался в своем футляре из одного пальто и, казалось, вечной каракулевой шапки. С начальниками и коллегами, за редким исключением, не дружил — «имел в искусстве только сослуживцев, но не единомышленников». Общался в основном с симпатичными и не очень работниками сцены — осветителями, бутафорами, костюмерами, гримерами.

Ближе к 50 годам Милляр стал выпивать, жил замкнуто, никогда не принимал участия в общественной суете — не стремился вступить в партию. Профсоюзные и прочие собрания были для него настоящей мукой… Семью Милляр тоже не создал, а холостяцкий образ жизни в Советском Союзе не приветствовался. Надо было выполнять план по деторождению. Милляр ненавидел советский режим тихой ненавистью. Он не был диссидентом, просто чувствовал какую-то личную обиду на большевиков. Рассказывают, что в свой день рожденья, который приходился на главный коммунистический праздник, 7 ноября, пил в одиночестве и плакал…

О гомосексуальности Милляра ходили слухи. Может быть, чтобы избавить себя от гнусных шуточек и подозрений, он и придумал свой юмористический «Алфавит для взрослых», в котором каждому слову соответствовало какое-нибудь анекдотическое определение. В «Алфавите…» актер достаточно много иронизирует и над своей «педерастией». Вот одна из таких шуточек.

«Педерастия — использование прямой кишки не по прямому назначению. П. — не тот случай, чтобы объявлять: государство в опасности. Впрочем, что за необходимость из-за жопы ссориться с государством?!». И Милляр старался не ссориться. Иронизируя на тему своей инакости, Милляр играл роль безобидного шута и в жизни… Но кому-то и этот шут в те времена мог показаться Вольтером.

Поэтому в конце 1960-х, когда у истока брежневского золотого застоя власть вновь активно стала использовать статью в УК, карающую за «гомосексуализм», друг Александр Роу всерьез озаботился женитьбой популярного артиста. В 1969 году, когда снималась «Варвара-краса, длинная коса» — это был девятый фильм Роу с Милляром — он устроил Георгию Францевичу последний серьезный разговор на тему «пора жениться».

Георгию Милляру шел 65-й год. Как раз, к несчастью, умерла мама, с которой он жил в одной комнате.

…Существует легенда, что первой женой Милляра была некая молодая актриса, которая заявила Георгию Францевичу, что ждет от него ребенка. Но Милляр сообщил «дорогой» супруге, что бездетен, поэтому она может отправляться на все четыре стороны.

Немало косточек перемыли Милляру сплетники на тему его сексуальной ориентации. Что делать, поводы позлословить действительно были.

…Женой Милляра, по совету Роу, стала Мария Васильевна, 60-летняя соседка по коммуналке.

«Да не нужны мне мужчины», — удивилась женщина, когда от именитого соседа прозвучало предложение… «А я и не мужчина… Я Баба-Яга», — ответил Милляр.

…Власть Георгия Францевича не жаловала и не замечала.

На международные фестивали, где фильмы Роу брали высшие премии, артиста не отпускали.

Не дали Милляру провести и ни одного творческого вечера, даже на юбилей.

Выпуск сатирического журнала «Фитиль» с участием Георгия Милляра, 1980 г.

В середине 1980-х, когда милляровскую коммуналку в центре Москвы расселяли, двум восьмидесятилетним старикам дали на самой окраине столицы малогaбаритную двухкомнатную квартирку на последнем этаже многоэтажки.

Званиями любимец публики тоже был не избалован. Народного артиста получил только на 85-летний юбилей.

Но снимался Георгий Францевич до последних лет жизни. Назадолго до кончины, в 1993 году, закончил работу в фильме «Ка-Ка-Ду». Всего же число картин Милляра и мультфильмов, героев которых он озвучивал, перевалило за сотню…

Умер он, не дожив несколько месяцев до 90-летия.

В Музее кино от Милляра осталась маленькая папочка с документами. Там есть стихотворение, написанное актером незадолго до смерти.

Сгорел от безделья и умер от трезвости — Вот что пишите на гробе моем. А сниматься? Когда же? Скорее же! Впереди только темный лес. Сыграть бы хоть пьяного сторожа, На березу который полез. Не нужна мне жена чужая И ролей чужих не хочу, Но найдется же роль такая, Чтобы мне пришлась по плечу…

Несмотря на грандиозные творческие успехи, популярность и искреннюю народную любовь, Милляр оставался глубоко одиноким в быту и личной жизни… Сначала он вынужден был скрывать свое аристократическое происхождение, потом прятать от власти и бесстыдного интереса спецслужб и обывателей свою необыкновенную любовь.

Советский тоталитаризм толкал гомосексуалов, если не в тюрьму, то к рюмке, в петлю или в «психушку». «Алкоголь — посредник, примиряющий человека с действительностью…», — иронизировал Георгий Милляр в своем знаменитом «Алфавите…» и продолжал: «…когда человек окончательно примиряется с действительностью, про него говорят, что он… опустился».

Равнодушие к таланту Милляра советской политической системы было вызвано не только «легким» сказочным жанром, в котором работал актер. Тот же режиссер-сказочник Роу был обласкан советской властью… Презрение и бесстыдная забывчивость связаны с нетрадиционной сексуальностью актера, которую тот вынужден был прятать в чулане своего «похабного» образа.

Личная жизнь Георгия Милляра

В биографии актера никогда не было бурных романов с актрисами. Может быть, именно поэтому до сих пор ходят слухи о его гомосексуализме. На самом деле, сейчас бы Милляра скорее назвали бы асексуалом.

Слухи о гомосексуализме Георгия Милляра ходят до сих пор

В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой.

Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену — 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно — без женщины он пропадет.

Георгий Милляр и его жена Марья Васильевна

Милляр относился к жене с большой нежностью, настоял, чтобы она ушла с работы, называл Манечкой. Марья Васильевна в ответ звала его Кошей, всюду ездила с ним на съемки, ревновала к партнершам.

В жизни Георгий Францевич был скромным и доверчивым человеком. У него часто брали в долг и редко отдавали, обманывали с гонорарами за концерты. По воспоминаниям современников, он каждый день ходил в одном и том же пальто и каракулевой шапке.

У актера всю жизнь были напряженные отношения с советской властью. Милляр не забыл, что его семью обокрали, к тому же ему пришлось изменить фамилию, скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах на Мосфильме он писал: «Происхождение простое, языкам не обучался». Можно представить, что в такие моменты актер чувствовал себя предателем. Может быть, именно поэтому он любил выпивать на съемочной площадке. Но водку не любил, предпочитал дешевый портвейн.

Георгий Милляр был скромным и доверчивым человеком

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера.

Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.

Георгий Милляр — легендарный советский актер

К этому же юбилею его пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Милляр подошел к этой части со всей ответственностью. Он знал, что в зале 850 зрительских мест, и нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой – для каждого юного зрителя. Но в назначенную дату за ним так и не прислали машину, никто даже не позвонил и не сообщил, что выступление отменилось. Часть рисунков разошлась по знакомым актера, часть осела в музейных архивах.

Личная жизнь и увлечения

Георгий Милляр. Без названия (фрагмент). Иллюстрация из книги Григория Милляра «Я — второй Раневская, или Й — третья буква» из серии «Портрет эпохи». Москва: издательство «АСТ», 2015

Георгий Милляр с женой Марией. 1970–80-е годы. Государственный центральный музей кино, Москва

Георгий Милляр. Творческая беседа (фрагмент). Иллюстрация из книги Григория Милляра «Я — второй Раневская, или Й — третья буква» из серии «Портрет эпохи». Москва: издательство «АСТ», 2015

Первый раз Георгий Милляр женился в 1920-х. Его супругой стала одна из актрис Московского театра Революции. Однако их брак продлился недолго.

Второй супругой Милляра стала его соседка по коммунальной квартире Мария. Режиссер Сергей Комаров вспоминал: «Однажды увидел новую жиличку в комнате, и она ему понравилась. Иногда он проходил мимо, косился на дверь, иногда он останавливался, не решаясь переступить порог этой двери. Потом он стал стучаться в дверь, заходить, говорить «Здравствуйте!», приносил ей цветочек, потом он приходил уже с тортиком чайку попить».

Они поженились в 1969 году. Свадьбу отмечали прямо на съемках новой сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», в которой актер играл подводного царя.

Всю жизнь Георгий Милляр сочинял небольшие басни, шуточные стихотворения, придумывал афоризмы и рисовал шаржи. Актер Александр Кавалеров вспоминал: «Была знаменитая тетрадь афоризмов — всего 384 штуки от «А» до «Я». На ней надпись — «Переписи и перепечатке не подлежит». Милляр сделал таких три. Первая посвящена Александру Роу. Вторая — Сергею Николаеву, который играл… царского сына в «Варваре-красе». Третья с шаржами — мне. 96 листов большущим почерком. Начиналась так: «А» — актер, «Б» — актриса, «Г» — режиссер, «Д» — зритель. Понимайте как хотите».

Смерть

Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.

Георгий Милляр в последние годы жизни

Будучи верующим человеком, накануне смерти вызвал на дом святого отца, чтобы исповедоваться. Похоронили актера на Троекуровском кладбище.

Похоронен Георгий Милляр на Троекуровском кладбище

Когда в 1999 году ушла из жизни Марья Васильевна, многие личные вещи Милляра были выброшены на свалку. Лишь небольшую часть удалось передать в Музей кино.

Через 10 лет после смерти Милляра свет увидел документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».
«Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни»

Кащей Бессмертный

В сказке Роу «Кащей Бессмертный» Милляр просто неподражаем: костляв, злобен, страшен… Незадолго до съемок Георгий Милляр перенес тяжелую болезнь — малярию. В результате и без того субтильный актер сильно потерял в весе. На съемки он явился, веся всего 40 килограммов!

Его вид вызывал ужас — но ведь это и нужно было для создания экранного образа Кащея. Фильм вышел на экраны в 1944 году. Измученная длительной тяжелой войной страна жаждала сказок, и Роу старался восполнять недостаток волшебства своими фильмами.

Кадр из фильма «Кащей Бессмертный»

Увидев Кащея в исполнении Милляра, зрители единодушно решили: вылитый Гитлер! Тогда Гитлер был главным воплощением зла и объектом ненависти. Возможно, эта ассоциация помешала Милляру в дальнейшей карьере: ведь, кроме Роу, заметных ролей ему никто не предлагал, хотя фильмография актера насчитывает намного больше ста ролей.

Ссылка на основную публикацию
Похожее