Просмотры: 18 180
Наталья Гундарева — великая советская актриса театра и кино, для которой в жизни не было ничего важнее профессии. Ради искусства Гундарева многим пожертвовала и не щадила собственного здоровья. Она достигла вершин славы, нашла личное счастье в третьем браке, но внезапная тяжелая болезнь перечеркнула ее карьеру и стала причиной ухода в 56 лет.
Наталья Гундарева. Фото stuki-druki.com
Детство
Наталья родилась в Москве 28 августа 1948 года. Ее родители — Георгий Макарович и Елена Михайловна Гундаревы, работали инженерами. Они развелись, когда дочь училась в 5-м классе, и Елена Михайловна с Наташей остались вдвоем. В раннем детстве девочка мечтала о балете, но будучи ребенком весьма упитанным, вскоре осознала, что для нее это недостижимо. В старших классах она начала заниматься в Театре юных москвичей при Дворце пионеров, где познакомилась и подружилась с Витей Павловым, впоследствии ставшим знаменитым актером.
Наташа Гундарева в детстве. Фото dayofru.com
С этого времени ни о чем, кроме театра, Наташа уже не думала. Но у матери были другие планы на ее будущее. Она хотела, чтобы дочь получила техническое образование и, по ее примеру, стала инженером-проектировщиком. Девушка перешла в вечернюю школу и устроилась чертежницей в конструкторское бюро, чтобы заработать стаж для поступления в строительный институт.
Как друг детства повлиял на судьбу Гундаревой
Но в МИСИ она так и не попала. Павлов, который тогда уже закончил “Щепку” и работал в Театре имени Ермоловой, убедил Наташу “не зарывать в землю свой драматический талант”, а идти в актрисы. В 1967-м году Гундарева, преодолев огромный конкурс (250 человек на место), поступила в Театральное училище имени Щукина в мастерскую Юрия Катина-Ярцева. Среди ее однокурсников были такие будущие звезды, как Юрий Богатырев, Вячеслав Тихонов, Наталья Варлей, Константин Райкин.
Незаурядные способности и упорный труд быстро выдвинули Наташу в ряды лучших студентов. Она так блестяще играла в учебных постановках, что о начинающей актрисе заговорили. Когда Гундарева закончила обучение, ее пригласили на работу сразу 4 знаменитых театра: имени Вахтангова и Маяковского, Современник и МХАТ. Наталья выбрала “Маяковку” и оставалась ей верна всю жизнь.
Театр: кто из двух великих актрис — Дорониной и Гундаревой — оказался сильнейшей
Работа в татре началась для Натальи с массовок и эпизодов, а потом, по воле обстоятельств, ей посчастливилось сыграть роль Липочки в спектакле “Банкрот” по пьесе Островского “Свои люди — сочтемся”. Гундарева была во втором составе, когда актриса, игравшая роль главной героини, внезапно заболела. Худрук Андрей Гончаров рискнул довериться вчерашней выпускнице, и не ошибся: Наталья произвела фурор в театральной столице!
Наталья Гундарева. “Банкрот”
С этого момента ее карьера пошла в гору, а к концу 70-х, Гундарева стала любимицей Гончарова и примой труппы. Это место долгое время занимала другая прославленная актриса — Татьяна Доронина. Две сильные и властные женщины не смогли ужиться под одной театральной крышей. По словам их общей коллеги по сцене Татьяны Васильевой, однажды на репетиции “Наташа дала по физиономии Татьяне Васильевне, была такая рукопашная”. Доронина ушла во МХАТ.
Татьяна Доронина и Наталья Гундарева. Фото utro.ru
Многие сослуживцы жаловались на тяжелый характер Натальи, но далеко не все. Например, Игорь Костолевский считал, что только очень веская причина могла спровоцировать Гундареву на грубость, а Евгения Симонова всегда восхищалась ее душевной щедростью и благородством. Не стоит сбрасывать со счетов и элементарную зависть к ее таланту и славе. Завидовали и тому, что Гончаров никогда не повышал голос на Наталью, тогда как с остальными актерами он не церемонился.
Каждый спектакль с участием Гундаревой становился событием в культурной жизни Москвы. Ей были доступны любые психологические образы — от легкомысленной хозяйки гостиницы Мирандолины в комедии “Трактирщица” по пьесе Карло Гольдони, до злодейки Катерины Измайловой в трагедии “Леди Макбет Мценского уезда” по повести Николая Лескова. Роль Катерины была признана лучшей театральной работой актрисы, а спектакль, с неизменным успехом шедший 13 лет — самой значимой постановкой в истории “Маяковки”.
Интересные факты
- В подростковом возрасте Гундарева очень стеснялась своей полноты и рыхловатости. Чтобы доказать, что она не хуже других одноклассников, Наташа записалась в баскетбольную секцию, ходила в лыжный поход, хотя до этого никогда не стояла на лыжах.
- Актерский талант девочки первой заметила педагог ТЮМа Евгения Галкина. Для нее она сделала исключение: приняла ее на свой курс дополнительно, после того как группа уже была набрана. Из всех девочек в театральных «капустниках» участвовала лишь Гундарева – мальчики признавали ее умение рассмешить.
- Однокурсники дали ей прозвище «Конопатое чудо» – за жизнерадостность и нестандартность.
- Однажды во время постановки «Виктория» Гундаревой стало плохо, ее увели за кулисы. Позже всякий раз, когда актриса подходила к этому эпизоду спектакля, ей становилось настолько дурно, что она едва не падала в обморок. Но в конце концов ей удалось преодолеть необъяснимый страх.
- После съемок деревенской мелодрамы «Здравствуй и прощай» (1972) произошел курьез. На «Ленфильм» поступило письмо, в котором зрители благодарили руководство киностудии за то, что оно привлекает к съемкам в кино не только артистов, но и простых деревенских девушек – таких, как Наташа Гундарева.
- Любимыми увлечениями актрисы были рисование и вязание. Со спицами она практически не расставалась, даже однажды появилась с ними в кадре на съемках фильма «Зимний вечер в Гаграх». А друзья удивлялись акварелям, на которых Гундарева изображала причудливые цветы.
Как сложилась кинокарьера Гундаревой
Карьера Натальи в кинематографе сложилась не менее успешно, чем в театре. Ее настоящим дебютом принято считать роль буфетчицы Надюши в лирической комедии Виталия Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972 г.), куда ее пригласили благодаря тому же Виктору Павлову (он сыграл Ваську-сеньора, возлюбленного Надюши). Образ незадачливой деревенской красавицы, которой никак не удается женить на себе буйного Ваську, очень понравился телезрителям. Зато Гундарева, с детства комплексовавшая из-за полноты, пришла в ужас, увидев себя на экране (в будущем, она решится на пластическую операцию, имевшую самые печальные последствия для ее здоровья).
Наталья Гундарева. “Здравствуй и прощай” 1972 г.
Всенародная слава пришла к Наталье после выхода на экраны в 1977 году мелодрамы “Сладкая женщина”, снятая режиссером Владимиром Фетиным. Здесь она впервые исполнила главную роль Анны Доброхотовой — меркантильной ограниченной женщины, пропустившей в погоне за сиюминутными благами все самое важное в своей жизни (другие главные роли сыграли Олег Янковский и Петр Вельяминов). По результатам опросов журнала “Советский экран”, за эту работу Гундарева была признана лучшей актрисой года.
Наталья Гундарева. “Сладкая женщина” 1977 г.
На новую знаменитость обрушился шквал режиссерских предложений. Одна за другой выходили в прокат замечательные советские картины, в которых Гундарева играла ведущие роли: “Труффальдино из Бергамо” (служанка Смеральдина), “Вас ожидает гражданка Никанорова” (Катерина), “Осенний марафон” (Нина Бузыкина), один из последних фильмов с участием Олега Даля “Отпуск в сентябре” (жена Саяпина), “Однажды, двадцать лет спустя” (Надя Круглова), “Одиноким предоставляется общежитие” (Вера) и многие другие.
Наталья Гундарева и Константин Райкин. “Труффальдино из Бергамо” 1977 г.
Наталья Гундарева. “Вас ожидает гражданка Никанорова” 1978 г.
Наталья Гундарева и Олег Басилашвили. “Осенний марафон” 1979 г.
Наталья Гундарева. “Одиноким предоставляется общежитие” 1983 г.
Наталья Гундарева. “Однажды, двадцать лет спустя” 1980 г.
Популярность актрисы была невероятной, звания и награды сыпались на нее, как из рога изобилия, а потом наступили 90-е. Кризис в кинематографе отразился даже на актрисе такого масштаба, как Гундарева. Она продолжала сниматься, но количество а, главное, качество выпускаемых в те годы картин, существенно понизилось.
На мой взгляд, из последующих работ Натальи, самым ярким является исторический телесериал “Петербургские тайны”, снятый по мотивам романа Крестовского “Петербургские трущобы”, где она великолепно (как всегда) сыграла роль графини Шадурской (1994-98 г.). Захватывающий сюжет и прекрасный актерский состав (Николай Караченцев, Павел Раков, Михаил Филиппов, Елена Яковлева, Лидия Федосеева-Шукшина и т.д.) возвращают телезрителя во времена того кинематографа, который был способен создавать шедевры.
Наталья Гундарева. “Петербургские тайны” 1994-98 г.
Последним фильмом, в котором снялась Наталья, стала комедия “Криминальное танго” (2003 г.), так и не увидевшая свет из-за разногласий между продюсерами.
Самая любимая женщина
Когда у меня спрашивают: «Наташа, почему ты такая сильная?», — я отвечаю: «Потому что слабая. У меня другого выхода нет, как быть сильной. Надо чем-то держаться внутри себя».
Наталья Гундарева
В 1977 и 1978 годах она одновременно снялась в трех лентах на «Мосфильме», в двух кинофильмах на «Ленфильме», в одном фильме на «Беларусьфильме» и сразу в пяти телевизионных лентах. Можно сказать, что в 1970-е годы в кино наступила эпоха Гундаревой.
В 1981 году на экран вышел фильм Юрия Егорова по сценарию Аркадия Инина «Однажды двадцать лет спустя». История о встрече одноклассников, каждый из которых добился своего места в жизни, настолько «зацепила» страну, что на фильм ходили не по одному разу. И в первую очередь — из-за Гундаревой. Как и в другом фильме, появившемся приблизительно в то же время, «Москва слезам не верит», страна увидела на экране одновременно и себя нынешнюю и свои мечты. Но «Москва» была все же современной сказкой о Золушке, с фирменной меньшовской чертой — обилием мелких реалий-деталей, типа варенья в тазу, «Бэсамэ мучо» из радиолы и томика Ремарка на коленях в метро. Историей про строгую даму с красавицей дочкой, которая любила-любила, да и нашла свое счастье, эхом отозвалась в душе представителей советского среднего класса больших городов, потому что этот класс именно такую сказку и хотел видеть — чтоб все как в жизни, но чтоб и все как в кино.
Lenta.ru
А вот «Однажды двадцать лет спустя», несмотря на некоторую «сказочность» названия, оказалось больше жизнью, чем сказкой. Да, в реальности таких классов, в которых были бы военные моряки с орденом, завхозы секретных космических институтов, актрисы детского театра и ведущие телепередачи, было маловато. В большинстве своем половина выпуска 1960-го года растворилась на просторах великой родины: кто-то уехал на Дальний Восток и не писал, кто-то — на Ближний (и не писал тем более), кто-то сел или спился, и только единицы выбились в люди, купили «Жигули», надели кожаные пиджаки и обросли новым кругом знакомств из ресторана ВТО или Дома Актера — об одноклассниках как-то не вспоминали.
Не сыграй в этом фильме Гундарева — про ленту помнили бы только историки кино. Но роль старосты класса Наденьки — про которую все думали, что она добьется гораздо большего, чем все из ее класса, а оказалась на самом деле самой обычной женщиной — превратила немного ходульную «сиропную» историю из разряда «От всей души» в маленький шедевр. Умница Наденька не достигла ничего — не стала ни ученым, ни актрисой. Зато она стала просто мамой.
Слова «мать-героиня» в эпоху застоя, когда власть говорила одно, а в жизни вела себя по-другому, воспринимались с легкой, едва заметной усмешкой. Строчки из стихотворения Сергея Михалкова «А этот орден носит мать, спасибо скажем ей» поколению, которому в 1980 году было 37, на душу ложились не очень. Во-первых, хотелось пожить для себя и как-то реализоваться. Во-вторых, глухая статистика разводов, порой выплескивавшаяся на страницы «Комсомольской правды», свидетельствовала о том, что в стране грядет новое поколение — дети с «воскресными папами». Куда ближе и понятнее в те годы была песенка «У меня сестренки нет, у меня братишки нет».
И тут на экране появилась настоящая, без фальши, мать-героиня. Просто мама. Наталья Гундарева с ее ямочками на щеках и смешинками в глазах. С кучей рыжих (непременно рыжих!) сорванцов и дочек. С мужем, который внешне не орел, но зато мужик. И просто с любовью. Мама, замотанная постоянной стиркой и глажкой, мама, делающая из своего нового платья костюм для дочки, мама, спокойно информирующая папу, что дочка скоро выйдет замуж. И в глазах у мамы светилось не яркое 18-летнее счастье, а понимание нехитрой истины — была бы любовь, остальное приложится.
Страна оторопела. Женщины украдкой в полутьме зала смахивали слезу, мужчины скептически ухмылялись, но втайне завидовали. Половина населения СССР была в нее просто влюблена. Не в ослепительный блеск Алферовой, не в хрупкую юность Симоновой, не в симпатичные глаза Яковлевой, а в осанистую красу и невозможное обаяние Гундаревой.
Lenta.ru
Эта нежность, непосредственность, теплота и понимание, приправленные смешинкой, проходили сквозь все ее фильмы. Будь это история про селянку Катю, которую судьба не раз обманывала, но все же сделала ей подарок, или про ткачиху Веру Голубеву, которая дарит подругам счастье — где бы ни появлялась на экране Гундарева, зритель верил ей безоговорочно, потому что первой, неосознанной реакцией было изумление — я знаю точно такую же!
Слова Пушкина «Глаза, одни глаза. Да взгляд… такого взгляда уж никогда я не встречал» относятся к Наталье Гундаревой в полной мере. Ее глаза неповторимы и тем более необъяснимы. Они всегда притягивали и завораживали. Гундарева очень тонко чувствовала слезы, боль, страх, слабость и смятение. По мнению критиков, именно эти чувства тайно гнездились в основах ее игры, благодаря чему аудитория ощущала полную сопричастность ее силе, поражениям и победам.
Личная жизнь
Гундарева никогда не афишировала свою личную жизнь, считая это уделом тех, кто не умея выразить себя в искусстве, зарабатывает дешевую популярность на скандальных публикациях. Официально замужем она была трижды.
Первым мужем Натальи стал известный театральный режиссер Леонид Хейфец, который был ее старше на 14 лет. Он пригласил молодую актрису на роль Марфеньки в телевизионную экранизацию “Обрыва” Гончарова. Во время съемок между ними вспыхнул роман, завершившийся браком. Карьера Гундаревой шла на взлет, приглашения следовали без перерыва, поэтому узнав о своей беременности, Наталья не обрадовалась. Она еще не была готова стать матерью и сделала аборт. Это решение дорого ей обошлось — больше детей у нее не было.
Леонид Хейфец. Фото maly.ru
Отношения с мужем постепенно разладились из-за чрезвычайной занятости актрисы, к тому же, Леонид, будучи человеком общительным и гостеприимным, часто приглашал в дом своих коллег. У Гундаревой не хватало физических сил совмещать напряженную творческую деятельность с ночными посиделками. Их брак, продлившийся 6 лет, распался в конце 70-х.
Во-второй раз Наталья вышла замуж за своего коллегу по сцене Виктора Корешкова. Их связь началась во время работы над спектаклем “Леди Макбет Мценского уезда”, где оба играли главные роли. Ради нее Виктор оставил свою жену актрису Наталью Хорохорину. Но и с Гундаревой брак оказался скоротечным: через год она уличила мужа в супружеской измене и выставила вон.
Виктор Корешков и Наталья Гундарева. “Леди Макбет Мценского уезда”
Конечно, у Натальи случались романы, но ей катастрофически не везло — в основном, это были предприимчивые молодые люди, использующие знаменитую актрису в своих меркантильных интересах. Гундарева хорошо зарабатывала и была очень щедрым человеком.
Последняя любовь Гундаревой
Только в 38 лет Наталье удалось построить счастливый брак. Со своим третьим супругом — актером Михаилом Филипповым, она была знакома еще с тех времен, когда была замужем за Хейфицем, а Михаил женат на дочери генсека Андропова Ирине. Михаил тоже работал в “Маяковке (он пришел туда в 73-м году). Они имели общих друзей, поэтому часто пересекались в нерабочей обстановке. Постепенно между актерами возникла взаимная симпатия, со временем перешедшая в глубокие чувства. Наконец-то Гундарева встретила достойного мужчину — надежного и преданного, способного не только брать, но и отдавать. Теперь Наталья очень хотела завести ребенка, но операция, перенесенная в молодости, навсегда лишила ее радости материнства.
Наталья Гундарева и Михаил Филиппов. Фото kino-teatr.ru
Фильмография
Фильмография Натальи Гундаревой насчитывает более 70 фильмов. Фильмы с Натальей Гундаревой всегда имели большую популярность у зрителей и критиков:
- «Здравствуй и прощай»
- «Сладкая женщина»
- «Обратная связь»
- «Уходя — уходи»
- «Осенний марафон»
- «Проданный смех»
- «Хозяйка детского дома»
- «Дети солнца»
- «Виват, гардемарины!»
- «Небеса обетованные»
- «Альфонс»
- «Личная жизнь королевы»
- «Петербургские тайны»
- «Райское яблочко»
- «Любовь.ru»
- «Саломея»
Последние годы жизни, болезнь
Гундарева никогда не уделяла должного внимания своему здоровью: работала на износ, много курила. По словам ее коллег, бывало, что она выходила на сцену с таким высоким давлением, при котором необходима срочная госпитализация. В июле 2001-го года, когда актриса отдыхала у себя на даче под Дедовском, ее сразил обширный инсульт (существует мнение, что пластическая операция, которую Наталья сделала двумя годами ранее, сыграла не последнюю роль в постигшем ее несчастье).
В Институте Склифосовского ее, буквально, вытащили с того света, а через несколько дней перевезли в НИИ нейрохирургии Бурденко. Когда Гундарева вышла из комы, она потеряла способность говорить. Почти год потребовался актрисе, чтобы восстановилась ее речь и частичная мышечная активность.
Наталья и ее близкие уже начали надеяться, что болезнь отступила. Летом 2002-го года она выписалась из больницы, начала самостоятельно передвигаться и мечтала о возвращении на сцену. Но на следующий день после ее 54-го дня рождения, у Гундаревой случился повторный инсульт. Медики опять спасли ей жизнь, только на полное выздоровление теперь рассчитывать не приходилось. Щадя чувства больной, родные не сказали ей об истинном положении дел. Она продолжала верить, что сможет вернуться к полноценному существованию.
Не видя положительных результатов в лечении, актриса обратилась к нетрадиционной медицине. Это тоже не помогло. В 2003-м году у нее произошел третий инсульт. Оставшиеся два года жизни Гундарева, преимущественно, провела в больницах.
Все 4 года Михаил вместе с Натальей боролся с ее болезнью. Он делал все возможное, чтобы облегчить ее страдания и ухаживал за женой лучше любой сиделки.
Наталья Георгиевна скончалась в Центральной клинической больнице Святителя Алексия 15 мая 2005-го года. Ей было всего 56 лет. Причиной смерти стала закупорка легочной артерии. На этот раз, врачи не смогли ее спасти…
Отпевание любимой Народной актрисы прошло 18 мая в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, а гражданская панихида — в Театре имени Маяковского, которому Гундарева отдала 30 лет жизни. Похоронили Гундареву на Троекуровском кладбище.
Михаил Филиппов на могиле жены. Фото nash-dvor.livejournal.com
Оцените статью:
Поделиться в социальных сетях:
Второй муж
В 1979 году актриса влюбилась и вновь вышла замуж. Вторым супругом Гундаревой был ее коллега – актер Театра им. Маяковского Виктор Корешков. Вместе они играли главные роли в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда».
Роман развивался слишком стремительно, Гундарева совсем потеряла голову от нахлынувших чувств к красавцу Корешкову, ее даже не смущал тот факт, что мужчина женат. Виктор бросил жену и женился на Гундаревой. Но этот брак был изначально обречен. В чем же причина?
Биография Натальи Гундаревой была всегда насыщена работой, сопряженной с длительными отъездами на съемки, на гастроли.
Подруги актрисы предупреждали ее о том, что новый муж слишком любвеобилен и в отсутствии жены не упускает возможности завести любовную интрижку на стороне.
Так, будучи в браке с Гундаревой, Корешков закрутил роман с известной эстрадной певицей. Узнав об этом, актриса испытала очень большое разочарование. Второй брак Натальи Гундаревой просуществовал всего 2 года.