Детство и юношеские годы
Наталья родилась в Москве в мае 1956 года, но все свое сознательное детство и раннюю юность провела в подмосковном Долгопрудном, куда перевели отца: Эдуарда Станиславовича Андрейченко назначили главным инженером Долгопрудненского машиностроительного завода – крупного предприятия оборонной промышленности.
Мама, Лидия Васильевна, занимала серьезную должность в Министерстве просвещения – инспектировала детские дома и интернаты. Она уходила из дома в семь утра и возвращалась после девяти вечера, поэтому о маленькой дочери заботился в основном отец. Эдуард Станиславович был эстетом и джентльменом, зимой и летом купался в реке и очень любил готовить. Он всегда так красиво сервировал стол, что Наташа представляла себя маленькой принцессой на приеме в королевском дворце.
От завода отцу выделили квартиру в большом новом доме на живописной окраине города. Рядом – лес, река, пляж, так что девочка росла на природе и рано научилась плавать. Некоторое время она посещала секцию плавания при стадионе ЦСКА, пока не увидела в бассейне олимпийскую чемпионку по плаванию Галину Прозуменщикову. Женщина поразила ее своими огромными плечами и атлетической фигурой, и Наташа, тут же расхотев заниматься плаванием, стала просить бабушку перевести ее на фигурное катание. А увидев по телевизору балет «Спящая красавица», загорелась танцами и хореографией и легко сменила каток на балетный станок.
Наталья Андрейченко в юности
Позже 10-летнюю Наташу отдали в музыкальную школу, где она освоила игру на аккордеоне и фортепиано. У нее были замечательные педагоги: они не только привили девочке любовь к музыке и искусству, но и научили ценить прекрасное и замечать красоту и гармонию в обыденных вещах. К 15 годам Наташа твердо решила, что станет артисткой, чем и поделилась с родителями.
Но Лидия Васильевна представляла будущее дочери совершенно иначе и настояла, чтобы та поступала на филфак МГУ. Целый год Наташа прилежно посещала подготовительные курсы по русской культуре и философии, за что позже была безмерно благодарна маме. Но все же перед началом вступительных экзаменов в университете решила попытать счастья в театральных вузах и отправилась в Щепкинское училище.
Ей казалось, что будущая актриса должна выглядеть ярко и эпатажно, поэтому она сделала броский макияж, высокую прическу и надела модные платформы с носками в полоску. Все это мало гармонировало с ее «природным образом русской красавицы», о чем ей прямо и заявили на первом же просмотре.
Русская красота юной Натальи Андрейченко
Сделав правильные выводы, Наташа смыла макияж, заплела роскошные волосы в длинную косу и, надев скромное голубое платье под цвет глаз, поехала на экзамены во ВГИК. Она с легкостью прошла все отборочные туры и была зачислена на курс Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Узнав об этом, Лидия Васильевна поначалу сильно разозлилась на дочь, но со временем сменила гнев на милость.
Творческий путь
Сниматься в кино Наталья начала уже на втором курсе. Ее дебютом стала роль Танюши, дочери Степана-мастера в фильме-сказке «Степанова памятка» (1976), снятом по мотивам уральских сказов Бажова.
Наталья Андрейченко в фильме «Степанова памятка»
Затем последовали роли в картинах «Колыбельная для мужчин», «Долги наши», «Уходя-уходи» и «Степь», о которой стоит сказать отдельно. Педагогу Сергею Бондарчуку очень нравилась повесть Чехова «Степь», и он много лет мечтал ее экранизировать. Андрейченко в картине досталась эпизодическая роль девки на снопах, которая, по замыслу режиссера, и являлась олицетворением русской степи. Наталья блестяще справилась с поставленной задачей и создала на экране эталонный образ классической русской красавицы из народа, который высоко оценили не только зрители, но и критики.
Наталья Андрейченко в фильме «Степь»
Именно такую актрису искал Андрей Кончаловский на роль Анастасии Соломиной для своей «Сибириады» (1978). Увидев Андрейченко в «Степи», он тут же пригласил ее на пробы и остался крайне доволен выбором. Молодая актриса не разочаровала режиссера, хотя в откровенных сценах поначалу вела себя зажато и сковано.
Наталья Андрейченко в «Сибириаде»
Но конечный результат превзошел все ожидания, и картина на производственно-индустриальную тему удивительным образом превратилась в увлекательную сагу о жизни и любви нескольких поколений (американский критик Дейв Кейрдаже назвал ее русским вариантом «Унесенных ветром»). Фильм был отмечен Гран-при Каннского фестиваля, а Андрейченко признали восходящей звездой советского экрана.
Наталья Андрейченко в молодости
Пиком актерской карьеры Андрейченко стала роль няни-волшебницы Мэри Поппинс в музыкальной комедии «Мэри Поппинс, до свидания» (1983). Она принесла Наталье всенародную любовь и признание – актрису по сей день ассоциируют с этой героиней, хотя с момента выхода фильма на экраны прошло почти сорок лет.
Наталья Андрейченко в роли Мэри Поппинс
Интересно, что изначально на главную роль планировалось взять Анастасию Вертинскую, которая, по мнению режиссера Леонида Квенихидзе, больше всех соответствовала образу совершенной англичанки. Для Андрейченко это был страшный удар, ведь всю музыку для фильма написал ее муж Максим Дунаевский, и Наталья была уверена, что роль Мэри достанется именно ей. Но режиссер считал ее внешность слишком славянской, да и аппетитные формы актрисы были далеки от классических английских параметров. Наталья Андрейченко о фильме «Мэри Поппинс, до свидания» Андрейченко так мечтала об этой роли, что каким-то невообразимым способом умудрилась за месяц похудеть на 15 килограмм. А главное чудо заключалось в том, что Вертинская в самый последний момент отказалась от роли, которая показалась ей несерьезной и какой-то «опереточной». Второй шанс Наталья уже не упустила – и увидев ее, похудевшую и стройную, режиссер тут же объявил о начале съемок.
Андрейченко продемонстрировала не только актерское мастерство, но и танцевальные навыки, приобретенные в хореографической студии. А вот пела Наталья не сама, хотя тоже обладала неплохим голосом. Все вокальные партии Мэри Поппинс исполнила певица Татьяна Воронина, бывшая солистка рок-группы «Воскресение», ныне настоятельница Троицкого храма в Подмосковье.
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
Еще одной выдающейся киноработой Андрейченко стала роль Любы Антиповой в драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» (1983). И на эту роль вместе с Натальей пробовалась Анастасия Вертинская, и вновь роль досталась Аднрейченко. Актриса совсем недавно родила сына и не была уверена, что сможет совместить съемки с обязанностями молодой матери. Помогла подруга, которая привезла из-за границы несколько упаковок диковинных памперсов. Они существенно облегчили уход за ребенком, и Наталья смогла брать сына с собой на площадку.
Наталья Андрейченко в фильме «Военно-полевой роман»
«Военно-полевой роман» был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм, что несомненно добавило Андрейченко популярности за рубежом. В 1986 году она блестяще исполнила главную роль в драме Эрнеста Саяна и Виктора Мережко «Прости» и была признана лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран». И в том же году сыграла Евдокию Лопухину в историческом многосерийном фильме «Петр Великий», круто изменившем ее жизнь.
Кадр из фильма «Петр великий»
«И в этот момент я понимаю, что я и есть та самая мартышка»
Первый опыт поступления оказался неудачным. Она пришла в Щепкинское училище, посмотрела на модных и взрослых абитуриенток и решила, что ей, серой мышке, ничего не светит. Решительность всегда была ее чертой, но тут она сыграла с девушкой злую шутку. Андрейченко рассказывала потом в своих интервью:
«Я беру и сама наклеиваю платформу на свои босоножки – сантиметров так на семь, надеваю брезентовую юбку со шнуровкой впереди, короткую майку, совершенно безвкусные полосатые носки. На голове у меня был полный бардак – прическа а-ля Анджела Дэвис! И вот, стою я перед комиссией, топаю ножками и декламирую басню Крылова: «Мартышка, в зеркале увидев образ свой»… И в этот момент я понимаю, что я и есть та самая мартышка! До меня доходит, что все это просто катастрофа и уродство! И, конечно же, мне сказали: «Спасибо, девушка, вы свободны!». Я не просто провалилась, а провалилась с треском! Но, приехав домой и успокоившись немного, я залезла под душ, вымыла волосы и через три дня предстала пред комиссией во главе с Сергеем Бондарчуком: абсолютно без грима, со своей родной косой ниже пояса, в нормальном голубом платье и в туфельках на небольших каблучках. И так я прошла и первый, и второй, и третий тур».
Училась Наталья Андрейченко во ВГИКе, и на втором курсе уже дебютировала в кино, в фильмах «От зари до зари» и «Колыбельная для мужчин», в которых ей достались эпизодические роли.
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
Жизнь в США
На главную роль в советско-американском проекте «Петр Великий» был приглашен Максимилиан Шелл, выдающийся актер и режиссер с мировым именем, обладатель «Оскара» и множества других престижных премий. Он влюбился в Андрейченко как мальчишка, и Наталья ответила ему взаимностью.
Наталья Андрейченко и Максимилиан Шелл
Она ушла от мужа, а в скором времени покинула Советский Союз, ради любимого мужчины пожертвовав успешной карьерой. Перед отъездом она успела сняться в замечательном фильме Романа Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), за который получила «Нику» в категории «Лучшая актриса».
На съемках фильма «Леди Макбет Мценского уезда»
Андрейченко надеялась, что с мужем-режиссером она сможет пробиться в Голливуде, но не сложилось, хотя она в совершенстве выучила английский язык и окончила в Штатах актерские курсы. Конкуренция была слишком велика, да и Шелл не стремился продвигать жену в Голливуде, предпочитая видеть ее дома. Американский шоурил Натальи Андрейченко Самыми яркими работами Андрейченко того периода стали мелодрама «Подари мне лунный свет» (2001) и «Тихий Дон» Сергея Бондарчука, где она сыграла Дарью Мелехову. Обе картины снимались в России, где актрису уже начали постепенно забывать.
Наталья Андрейченко в сериале «Тихий Дон»
После развала СССР отечественный кинематограф пришел в упадок, хорошие роли были на вес золота и их тут же расхватывали «свои» актеры, оставшиеся не у дел. Поэтому Андрейченко оставалось довольствоваться небольшими ролями в американских сериалах, среди которых самой заметной осталась русская княжна Низамова в многосерийном телевизионном фильме «Доктор Куин, женщина-врач».
Наталья Андрейченко на съемках фильма «Доктор Куин, женщина-врач»
Как актриса потеряла звездную роль, но обрела мужа-миллионера
Еще через два года режиссер Игорь Масленников предложил Наталье Андрейченко главную роль в фильме «Зимняя вишня». Она уже дала согласие, но тут ей пришло новое предложение: сыграть жену Петра Первого Елизавету Лопухину в американском телесериале «Петр Великий» (Peter the Great), съемки которого проходили в СССР. Роль была не такая большая, но перспектива впервые сыграть в западном кино очень привлекала актрису – такого опыта почти ни у кого из отечественных актеров еще не было.
Сперва Андрейченко пыталась уговорить Игоря Масленникова запланировать съемки «Зимней вишни» так, чтобы она успела сняться параллельно в двух фильмах. Но режиссер был непреклонен. Максим Дунаевский также не понимал ее каприза и советовал выбрать «Зимнюю вишню»: сценарий был очень многообещающим.
Актриса Театра им. Ермоловой Наталья Архангельская – подруга Андрейченко – сказала ей прямо: «Ты дура, что ли? «Петр Великий» – это многобюджетное американское кино. Тут и думать нечего – снимайся у них!». В итоге Наталья Андрейченко отказалась от прекрасной роли в «Зимней вишне» и сыграла жену Петра Великого в американском фильме.
Казалось бы, ошибка, блажь? Но на деле это стало поворотным моментом в ее судьбе, потому что на съемках этого фильма она влюбилась в звезду мирового кинематографа, американского актера с австрийскими корнями Максимилиана Шелла, миллионера и убежденного холостяка. К тому времени он уже был знаменитостью, обладателем премии «Оскар», но в свои 53 года так ни разу и не был женат. Вот как говорила о нем в одном из своих интервью сама Наталья Андрейченко:
«Максимилиан Шелл был гением, одним из лучших в мире актеров, режиссеров, продюсеров и сценаристов, его фильмам нет цены! И, конечно, до нашей встречи он был главным холостяком планеты. Многие звезды были влюблены в него, с ним несколько лет прожила одна из красивейших женщин планеты королева Ирана Сорайя, хотя они и не были женаты».
Роман Шелла с русской красавицей завязался не сразу. Первый раз она увидела его, когда приехала на одну из съемок «Петра Великого» в Суздаль. Была золотая осень: желтые деревья, лошади, огромное поле, царь Петр.
«Я его увидела издалека и подумала: «Ой, какой интересный мужчина! Нужно с ним познакомиться, все-таки я играю его жену», – рассказывала актриса. – Я набралась смелости, подошла к нему и сказала по-английски: «Я очень зла на тебя. Ты почему сослал меня в монастырь?» Он, конечно, ничего не понял: кто эта женщина, о чем она говорит? Но внимание на меня обратил и сразу пригласил меня на ужин».
Переводчика найти не удалось, и они пошли ужинать вдвоем. Вот тогда Наталья Андрейченко очень пожалела, что не слушала режиссера фильма Лэрри Шиллера и не учила английский язык. Общаться им пришлось посредством рисунков на матерчатых салфетках. Потом он подарил ей маленький оксфордский словарь, который всегда лежал рядом. Шелл то приезжал в Союз, то уезжал, но когда бывал на съемках, то все вечера проводил со своей русской красавицей. Она его буквально завораживала своей лучистой улыбкой.
Скоро завязался роман, который был для Натальи Андрейченко очень рискованным. И не только потому, что она все еще была замужем. Гораздо важнее было то, что в годы холодной войны связь с американцем рассматривалась почти как измена Родине.
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
В Москве за парой постоянно следили сотрудники госбезопасности: и в гостинице, и на улице, и в ресторанах. А однажды, когда Шелл специально прилетел в Москву отпраздновать 28-летие любимой, ее выгнали из его гостиничного номера. Ровно в 23 часа на пороге возникла администратор, которая объявила, что гости могут находиться в номере только до этого времени и попросила покинуть помещение. Они ушли из номера вдвоем и всю ночь ходили по улицам, сопровождаемые суровой охраной в штатском, которая следовала поодаль, но не отставала.
Все это, конечно, действовало на нервы обоим. После того, как бдительные стражи из органов несколько раз не дали им остаться наедине, Максимилиан Шелл решил увезти возлюбленную из страны. Но для этого оставалось только жениться на ней.
Наталья Андрейченко развелась наконец с Дунаевским, с которым не жила вместе уже некоторое время. Свадьба в Максимилианом Шеллом была назначена, но он не приехал. Появился через полмесяца, был как в бреду. «Я не готов, я холостяк, я боюсь брака больше всего на свете», – говорил он. Наталья Андрейченко была тверда: она перестала видеться с ним и даже брать телефонную трубку. Наконец, спустя три месяца, он все же приехал в Москву, полный решимости связать себя узами брака. Они поженились в 1985 году: это был странный междугородний гостевой брак. После свадьбы они не виделись полгода, поскольку каждый из них был занят на съемках.
Все думали, что Андрейченко уедет за границу к мужу. Но у актрисы были другие планы. Она написала письмо на имя Егора Лигачева, одного из партийных лидеров, в котором просила помочь ей с постоянными визами в три страны – Германию, Австрию и Швейцарию, где есть дома у ее мужа. Она сообщила, что намерена работать в СССР постоянно, а к мужу будет ездить в гости. Ей пошли навстречу и целых пять лет эта пара прожила вот так, между странами, встречаясь лишь изредка.
Личная жизнь Натальи Андрейченко
Личная жизнь Андрейченко тесно переплетена с ее творческой биографией и вполне может стать сценарием для увлекательного сериала. Судьба не раз преподносила актрисе тяжелые испытания, но каждый раз эта хрупкая женщина возрождалась, как Феникс из пепла, и, расправив плечи, шла своей дорогой, не оглядывалась на прошлое.
В восемнадцать лет Андрейченко зверски изнасиловали в лесу на окраине Долгопрудного. Девушка на такси возвращалась домой из института, и уже практически возле дома водитель вдруг неожиданно начал домогаться. Перепуганная Наташа выскочила из машины и обратилась за помощью к двум парням, которые проходили мимо. Но вместо того, чтобы защитить бедняжку, они набросились на нее с ножами, изнасиловали и избили до полусмерти.
В юности Наталья Андрейченко пережила изнасилование
Отец настоял, чтобы дочь написала заявление в милицию. Преступников, Владимира Акулова и Андрея Разанцева, задержали и осудили на восемнадцать лет колонии строгого режима. Об этой страшной истории Андрейченко рассказала много лет спустя в программе Леры Кудрявцевой «Секрет на миллион».
Во ВГИКе Наташа считалась одной из первых красавиц на курсе и всегда была окружена толпой кавалеров. Она тоже питала слабость к красивым талантливым мужчинам – среди поклонников Андрейченко были Андрей Кончаловский, Карен Шахназаров и другие яркие неординарные личности.
На съемках в Ленинграде она познакомилась с композитором Максимом Дунаевским и была покорена его талантом и безграничным обаянием. Дунаевский, за которым уже в те годы прочно закрепилась слава Дон Жуана, тоже потерял голову от любви и, долго не раздумывая, ушел из семьи к новой пассии.
Наталья Андрейченко, Максим Дунаевский и их сын Дмитрий
Влюбленные поженились, в 1982 году на свет появился их сын Дмитрий. Но крепкой семьи не получилось – Наталья узнала, что примерно в то же время у мужа на стороне родился внебрачный ребенок, и не смогла простить ему этого предательства.
Веру в любовь ей вернул Максимилиан Шелл, с которым актриса вместе снималась в картине «Петр Великий». Между актерами вспыхнул бурный роман, за которым тут же начали следить спецслужбы. Чтобы не подставлять Наталью под удар, Шелл женился на любимой женщине, хотя до этого считался убежденным холостяком и не собирался связывать себя узами брака.
Второй муж Натальи Андрейченко – Максимилиан Шелл
В 1991 году Андрейченко уехала из СССР, жила со вторым мужем в Австрии, Германии, Швейцарии и Соединенных Штатах. Дунаевский повел себя очень благородно – он помог Наталье быстро оформить развод, дал разрешение на выезд сына за границу и даже позволил Шеллу усыновить мальчика. Максим часто навещал Митю и сумел выстроить с ним добрые дружеские отношения.
Наталья Андрейченко с мужем и детьми
В 1989 году Наталья подарила Шеллу дочь Настю. Будучи беременной, она снималась в «Леди Макбет Мценского уезда» и отыграла последнюю сцену за три недели до родов. Настя уже сама мама – она родила дочь Лею-Магдалену от своего бойфренда Михаэля, который работает реквизитором в театре.
Наталья Андрейченко и ее дочь Настя
Дмитрий же окончил университет и стал банкиром, живет с семьей в Швейцарии. Одно время между ним и матерью были очень натянутые отношения из-за финансовых вопросов – Андрейченко даже подавала на сына в суд, обвинив его в хищении денег с ее счетов.
Дмитрий Дунаевский
Наталья прожила во втором браке 21 год, но и после развода не теряла связь с бывшим мужем. После смерти Шелла внушительное наследство режиссера было поделено между Дмитрием, Настей и молодой супругой покойного Ивой Миханович, а Наталья получает ежемесячные отчисления из трастового фонда.
Андрейченко ведет здоровый образ жизни, занимается йогой, практикует сыроедение. В молодости у нее были серьезные проблемы с алкоголем, которые чуть не стоили актрисе жизни. Чтобы избавиться от пагубной привычки, Наталья решила закодироваться, а когда захотела сорваться, пережила клиническую смерть, впала в кому. Вернувшись в сознание, она переосмыслила жизнь и сделала соответствующие выводы.
Сейчас Наталья Анрдейченко придерживается концепции ЗОЖ
Несколько лет спустя Андрейченко попала под машину и снова пережила клиническую смерть, после которой стала совершенно другим человеком. Она обратилась к духовным практикам, регулярно посещает места силы и охотно делится со всеми желающими открывшимися ей знаниями. Именно в этом Наталья видит свою главную миссию, которую много лет назад озвучила ее экранная героиней Мэри Поппинс: «Я буду там, где я нужней!»
ПО ТУ СТОРОНУ ЖИЗНИ
Андрей Кончаловский звонил отцу Натальи Андрейченко со съемок «Сибириады». Актриса по нескольку дней не появлялась на съемках картины — режиссер предложил лечить ее принудительно. Родители прекрасно знали, что силой решить ничего не получится. Через некоторое время Наталья сама попросила о помощи… Отцу удалось достать редкое американское лекарство, «кодирующее» от алкогольной зависимости. Во время процедуры Наталья Андрейченко умерла.
Наталья дважды пережила клиническую смерть
Фото: Legion-media
Актриса рассказывала, что, переживая клиническую смерть, ей довелось понять ощущения человека в таком состоянии. Она в считанные секунды могла оказаться в любом месте и совсем не хотела возвращаться. Врачи вернули актрису к жизни, применив электрошок. Возвращение оказалось достаточно мучительным и долгим. Ей удалось избавиться от зависимости, она поняла, что есть вещи гораздо важнее, чем праздность. Прожигать жизнь уже совсем не хотелось.
Наталья Андрейченко сейчас
После развода с Шеллом Андрейченко занялась духовными практиками и на какое-то время пропала из виду, уединившись на вилле в Мексике. Но в последнее время она все чаще появляется в Москве, участвует в различных телевизионных ток-шоу и играет в антрепризах. В 2021 году на Первом канале была запланирована премьера сериала «Наследники» («Две сестры») с Юлией Пересильд и Даниилом Страховым в главных ролях. Андрейченко играет Антонину, мать главной героини. Путешествие с Натальей Андрейченко по Мексике Но всё же большую часть времени Наталья посвящает духовному развитию и проводит мастер-классы для желающих обрести внутреннюю гармонию. Она организовала онлайн-курсы «От сердца к сердцу» и запустила канал на YouTube, где делится открывшимися ей знаниями и яркими моментами своей жизни.