Наталья Фатеева – популярная советская и российская актриса театра и кино. Получила множество премий и наград, стала народной и заслуженной артисткой РСФСР. Среди самых известных работ Натальи выделяют киноленты «Три плюс два», «Дети Дон-Кихота», «Место встречи изменить нельзя», «Человек с бульвара Капуцинов». Работала телеведущей. Фатееву нередко называли «русской Лиз Тейлор».
Наталья Фатеева
Детство и юность Натальи Фатеевой
Будущая кинозвезда Наталья Фатеева родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Отец артистки, Николай Демьянович Фатеев, был военнослужащим. В свободное время мужчина также занимался творчеством. Играл на различных музыкальных инструментах, обладал хорошим слухом и голосом.
Наталья Фатеева с папой
Мать Натальи работала заведующей в известном ателье. Старалась все время уделять семье, занималась хозяйством, поэтому в доме Фатеевых всегда было чисто и убрано. Родственники будущей актрисы пели в церковном хоре. В раннем возрасте Наталья также занималась музыкой и хорошо пела, часто посещала оперу. После этого юная Фатеева увлеклась спортом и начала заниматься легкой атлетикой.
В детстве девочку водили на всевозможные кружки, чтобы развивать всесторонние таланты. Вместе с родителями Фатеева часто посещала театр и восхищалась игрой актеров. С того момента Наталья поняла, что хочет связать будущее с актерским мастерством. В школьные годы будущая артистка пыталась попасть в школьный драматический кружок, однако ее не взяли. Причиной стало то, что у Натальи был слишком высокий рост для ее возраста.
Наталья Фатеева в юности
Родители Фатеевой негативно относились к творческим амбициям своей дочери и были уверенны, что свободное время нужно посвящать учебе. С учебой у Натальи не было проблем. Артистка была круглой отличницей, которой легко давались и точные, и гуманитарные науки.
В подростковом возрасте Наталья Фатеева записалась в музыкальную школу. На тот момент у семьи не было денег, поэтому Николай Демьянович получил пианино в обмен на сапоги. Музыкой российская актриса занималась недолго и вскоре ушла из музыкальной школы. Когда пришло время определяться с будущей специальностью, Наталья с уверенностью выбрала театральный институт.
В 1952 году Фатеева поступила в Харьковский театральный институт. Учеба давалась юной актрисе легко, все экзамены она сдавала на пятерки. К тому же, Фатеева получала стипендию за особые заслуги в учебе. Через некоторое время Наталью отчислили из высшего учебного заведения по неизвестным на то причинам. Эту ситуацию актриса театра и кино никак не комментирует.
Наталья Фатеева в молодости
В студенческие годы Наталья Фатеева подрабатывала диктором на телевидении. Представители Харьковской любительской киностудии заметили настоящий талант в девушке и предложили ей работу. Вскоре отправилась в Москву. Решила поступать во Всероссийский государственный институт кинематографии. Сергей Герасимов был восхищен талантом Фатеевой и взял девушку в свою мастерскую сразу же на четвертый курс.
За всю историю высшего учебного заведения таких случаев не было. В 1958 году российская актриса театра и кино окончила Всероссийский государственный институт кинематографии и развивалась в карьерном плане.
Наталья Фатеева в молодости и сейчас
Третий муж: летчик-космонавт Борис Егоров
С летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза Борисом Егоровым актриса познакомилась на вечеринке. Он каждый день посылал Фатеевой цветы, повсюду ездил за ней на съемки, хотя и был женат. Позже космонавт развелся и женился на Наталье, а в 1969 году у них родилась дочь, которую назвали так же, как и маму – Наташей. Однако семейная жизнь и тут не была безоблачной: по словам Фатеевой, единственной темой для разговора у мужа были машины и их лошадиные силы. К тому же, космонавт очень любил вечеринки и гостей, которыми постоянно была наполнена их пятикомнатная квартира. Актриса же сильно уставала от постоянных посетителей.
Фото: Базанов Владимир/ТАСС
«Поначалу она была такая ко мне внимательная, друзей моих принимала, а когда я на ней женился – все! Сказала, что никому сюда ходить не надо, дескать, всякую грязь в дом носят, совершенно другим человеком стала. Я ее не узнавал, словно женился на абсолютно другой женщине», – рассказывал Борис Егоров.
Отношения Егорова и Фатеевой длились пять лет, пока космонавт не решил оставить супругу ради ее коллеги Натальи Кустинской. Борис так же не признал их общую дочь, хотя и посылал исправно алименты. Позже Наталья Кустинская рассказывала в своих интервью о том, как завязывался роман Егорова и Фатеевой:
«Фатеева старалась Егорова к себе привязать: прикидывалась домовитой и щедрой, готовила, принимала у себя с толпой друзей, а Борис с разводом тянул. Все знали, что он ездит к Фатеевой, его «бьюик» – единственный на всю Москву – под Наташиными окнами частенько стоял. Ей было стыдно перед людьми, и однажды она мне сказала: «Если не женится, я повешусь!».
Театральная карьера Натальи Фатеевой
После окончания Всероссийского государственного института кинематографии Наталья Николаевна Фатеева работала в Театре-студии киноактера. В основном начинающая актриса играла только второстепенные роли. Вскоре стала работать в Театре Ермолаевой, где играла главные роли. Фатеева появлялась в таких спектаклях, как «Три товарища», «Два упрямца» и в других. В связи с беременностью артистке пришлось покинуть стены театра.
Наталья Фатеева в фильме «Табачный капитан»
Через некоторое время Фатеева все же вернулась в Театр-студию киноактера, где работала на протяжении долгих лет. Наиболее популярной работой актрисы называют спектакль «Красное и черное» режиссера Сергея Герасимова. В период двухтысячных участвовала в различных театральных постановках и антрепризах.
Приняла участие в антрепризе «Арт-центра» в творческом тандеме с Игорем Ясуловичем и Валентиной Малявиной.
Наталья Фатеева во время дебюта в фильме «Есть такой парень»
Актерская карьера Натальи Фатеевой
Наталья Николаевна Фатеева дебютировала на телеэкранах в 1956 году. Артистка снялась в эпизодической роли киноленты «Есть такой парень». Речь идет об экранизации романа А. Андреева «Широкое течение». После этого снялась в фильмах «Капитан «Старой черепахи», «Случае на шахте восемь» и «Дело «пёстрых»». Изначально российская звезда играла лишь эпизодические роли. В 1961 году Фатеева впервые снялась в главной роли в фильме «Битва в пути». Режиссером данной работы был супруг Натальи.
Наталья Фатеева на съемках в кино
В 1961 стала ведущей КВН. В 1964 году Фатееву заменил Александр Масляков. В 1963 году снялась в киноленте Генриха Оганесяна «Три плюс два». За считанные дни фильм стал известным на территории всего Советского Союза. Коллегами по съемочной площадке стали такие актеры, как Андрей Миронов, Геннадий Нилов, Наталья Кустинская и Евгений Жариков. Также принимала участие в съемках фильма «Наш общий друг».
В 1965 году Наталья Фатеева снялась в комедии под названием «Дети Дон-Кихота». Вместе с ней в киноленте снимались Анатолий Папанов и Владимиров Коренев. В 1971 году российскую актрису театра и кино пригласили на съемки фильма «Джентльмены удачи». Сценарий к комедии написал Георгий Данелии. Этот фильм и по сей день является неимоверно популярным. В 1976 году Фатеева снялась в комедии «Розыгрыш». В киноленте также снялся Дмитрий Харатьян.
Наталья Фатеева
В 1979 Наталья приняла участие в съемках сериала, который состоял из пяти серий. В фильме «Место встречи изменить нельзя» российская телезвезда сыграла эпизодическую роль. В период восьмидесятых снялась в таких кинолентах, как «Расследование», «С вечера до полудня», «Из жизни начальника уголовного розыска» и в других. Сыграла роль балерины в сериале «Анна Павлова».
Также Наталья Николаевна Фатеева снялась в известной комедии-вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Коллегами артистки стали Олег Табаков и Андрей Миронов. В 1993 году получила главную роль в фильме Владимира Грамматикова «Осенние соблазны». Наталья Фатеева снялась в фильме «Тайны дворцовых переворотов». Сыграла одну из главных ролей и запомнилась зрителям.
Наталья Фатеева в фильме «Три плюс два»
В 2004 году российская звезда снялась в детективе «Кавалеры Морской Звезды». В 2007 году сыграла эпизодическую роль в драме «Королёв» на канале СТС. В 2009 году появилась в триллере «Чизкейк». Приняла участие в съемках киноальманаха «Москва, я люблю тебя!». В 2013 году Наталья Фатеева получила эпизодическую роль в сериале Валерия Харченко «Летящие по ветру листья». В киноленте продемонстрированы события 1944 года.
Наталья Фатеева в фильме «Джентльмены удачи»
Данная киноработа стала лауреатом различных премий и фестивалей. Фильм был награжден в Украине, Болгарии, получил премию «Ника». Неоднократно Наталья Фатеева занималась дубляжем зарубежных фильмов. В 1958 году озвучила фильм «Ключ». В 1965 году артистка озвучила одну из ролей фильма «Фараон». В 1980 работала над озвучкой фильма «Тегеран-43». Наталья озвучила таких известных актрис, как Катрин Денев, Беату Тышкевич, Барбару Брыльску и других.
Наталья Фатеева в картине «Человек с бульвара Капуцинов»
«Маменькин сынок» Андрей Миронов
Главный успех настиг Наталью Фатееву в 1963 году после выхода лирической кинокомедии «Три плюс два». Тогда актриса познакомилась на съемочной площадке с юным Андреем Мироновым. Актер сильно влюбился в Наталью и, по слухам, даже когда-то мыл ее белые туфли молоком. Миронов клялся девушке в любви, звал ее замуж, но сама Фатеева называла Миронова неуверенным в себе, «маменькиным сынком».
Фото: Малышев Николай/ТАСС
«Насколько я знаю, Андрей собирался жениться на Фатеевой. Вот только все его мечты разбились в пух и прах, когда они вернулись домой. Наташа вспоминала: «Андрюша нас привел домой к себе, а Мария Владимировна с Менакером была где-то на гастролях… Ну, сидим за столом, разговариваем. И тут – на пороге мама Андрея! Посмотрела недобро на Фатееву и говорит: «А эта что тут делает? Ну-ка, пошла вон!». Андрюша был у матери под каблуком, он и пикнуть не посмел. Фатеева вскочила, Кустинская тоже хотела уйти за компанию, но Мария Владимировна остановила ее: «А ты, Наташа, оставайся». Так у Фатеевой все и распалось с Андреем, хотя кто-то потом говорил: из-за Кустинской. На самом деле – из-за властной матери, которую Андрей не смел ослушаться», – вспоминает друг актрисы Алексей Филиппов
Наташа рассталась с Мироновым и заодно познакомила его с начинающей актрисой Ларисой Голубкиной, которая через несколько лет стала его женой.
Личная жизнь Натальи Фатеевой
Наталья Николаевна Фатеева трижды была замужем. Впервые российская актриса театра и кино вступила брак в девятнадцать лет. Артистка вышла замуж за известного украинского актера. Супругом Фатеевой стал Леонид Тарабаринов. Брак не продлился и года, и уже через несколько месяцев супруги развелись. Наталья уехала в Москву, где занималась актерской карьерой.
Наталья Фатеева и Владимир Басов
В 1958 году у Фатеевой завязался роман с женатым мужчиной. Артистка увела мужа у Розы Макагоновой. Речь идет о Владимире Басове, за которого вскоре вышла замуж Наталья. В 1959 году у возлюбленных родился сын Владимир, который в будущем также стал актером. Через три года брак Фатеевой и Басова распался. Причиной развода стала постоянная ревность Владимира, который подозревал супругу в изменах и не давал ей прохода. Как утверждает артистка, бывший супруг не общался с сыном на протяжении десяти лет, хотя они жили на одной улице.
Наталья Фатеева и Борис Егоров
В 1965 году вышла замуж за космонавта Бориса Егорова. В их браке в 1969 году родилась дочь по имени Наталья. Вскоре их брак распался по той причине, что супруги были разными людьми, их интересы не совпадали. К тому же, Егоров постоянно собирался дома с коллегами и проводил с ними большую часть времени. Это не нравилось супруге. Как стало известно позже, Егоров ушел к Наталье Кустинской, с которой Фатеева снималась в фильме «Три плюс два».
Наталья Фатеева с сыном
Сама Фатеева все время занималась карьерой, поэтому дети жили с бабушкой и дедушкой. Однажды она увезла сына Владимира в интернат, о чем парень до сих пор вспоминает с обидой и страхом.
В 1980 году Наталья Фатеева стала бабушкой. Ее сын стал отцом Ивана. Через несколько лет шестнадцатилетняя дочь артистки забеременела. Фатеева настаивала на том, чтобы Наталья отдала ребенка в дом малютки. Так и произошло, после чего ребенка забрали бабушка и дедушка по линии отца.
Наталья Фатеева и Александр Панкратов-Черный
Второй муж: алкоголизм и ревность
В 1958 году Наталья окончила институт, хотя на съемки ее стали звать еще студенткой. Первой работой в кино для Фатеевой стал фильм «Есть такой парень» Владимира Басова. Между актрисой и режиссером вспыхнул роман, он развивался стремительно и скоро закончился свадьбой. Год спустя у супругов родился сын Вова. Но, по словам Фатеевой, мужа не особо интересовал семейный быт, он страдал алкоголизмом и патологической ревностью.
Фото: ТАСС
«Вообще, время моего замужества с Басовым оказалось довольно трудным…», – рассказывала в интервью сама Наталья Фатеева.
После развода Басов десять лет не виделся с собственным ребенком и пытался помешать карьере Фатеевой, договариваясь с другими режиссерами о том, чтобы роли ей больше не давали.
Политическая деятельность Натальи Фатеевой
Наталья Фатеева известна не только, как талантливая актриса, но и как политический деятель. Была членом партии политической партии «Демократический выбор России», также состояла в СПС. В 1996 и 2000 году была доверенным лицом Бориса Ельцина и Владимира Путина. В 2010 году изменила свое мнение и подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». В 2011 году артистка вступила в Партию народной свободы.
Наталья Фатеева в фильме «С вечера до полудня»
На сегодняшний день Наталья Фатеева является членом федерального политического совета движения «Солидарность». Крайне негативно относится к деятельности депутатов Государственной Думы.
Актриса Наталья Фатеева
LiveInternetLiveInternet
Ссылка: Источник здесь
Наталья Фатеева родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Ее мама, Фатеева Екатерина Васильевна, работала в легкой промышленности — директором ателье мод. Отец — Фатеев Николай Демьянович был военнослужащим. Хотя в семье Фатеевых никто и никогда профессионально с искусством связан не был, многие родственники были людьми артистичными и музыкальными. Так отец Натальи мог запросто подобрать любую мелодию на фортепьяно, а его сестры пели в церковном хоре.
Наталья тоже от природы была наделена и слухом, и голосом. С ранних лет она мечтала о карьере актрисы. Девочка буквально не вылезала из оперного театра, пересмотрев и переслушав не раз все спектакли. Некоторые арии она знала наизусть.
Родители не очень приветствовали увлечение дочери сценой, считая актерство занятием малопригодным для жизни. Они все время напоминали ей, что главное — хорошо учиться. Впрочем, с учебой особых проблем у Натальи не было, а вот в школьный драматический кружок ее не взяли из-за слишком высокого роста. Видя склонность дочери к музыке, родители отдали Наталью в музыкальную школу. Отец даже за две пары сапог выменял для нее пианино. Но в музыкальной школе, по словам самой Натальи, ей не повезло с педагогами … Зато в спорте юная Фатеева достигла немалых успехов. Ее без труда приняли в секцию легкой атлетики на стадионе «Динамо, и вскоре она стала чемпионкой города по прыжкам в высоту, в длину и даже по толканию ядра. И все же в душе у разносторонне способной девочки теплилась лишь одна мечта — сцена.
Театральный институт
В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей решила поступать в Харьковский театральный институт. Это ей удалось с первого же захода: у нее одной из всех абитуриентов по всем экзаменам были отличные оценки. Первоначально все у Натальи складывалось замечательно. За отличную учебу она стала получать именную стипендию. Вскоре ее, как одну из самых красивых и талантливых студенток, пригласили работать диктором на местное телевидение. И тут, как это часто бывает, нашлись завистники, которые не смогли пройти мимо успехов начинающей актрисы. Что произошло дальше, точно не известно, но Фатееву отчислили из института. Наталья не пала духом и отправилась в Москву, поступать во ВГИК.
ВГИК, первые роли
1956 год принес Наталье Фатеевой удачу. Она дебютировала на Киностудии имени Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме «Есть такой парень». В том же году ее познакомили с Сергеем Герасимовым, который взял молодую актрису во ВГИК в свою мастерскую. Причем зачислили ее сразу на 4-й курс, чего не случалось за всю историю института. Тогда же Наталья Фатеева познакомилась с начинающим режиссером Владимиром Басовым. В 1957 году он пригласил ее на одну из ролей в свою картину «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились.
В период учебы Фатеева снялась также в фильмах «Капитан «Старой черепахи» и «Дело «пестрых». Но, признаться, эти картины, равно как и фильм Басова, были откровенно средними по уровню.
1958-1962 годы
По окончании в 1958 году ВГИКа Наталья Фатеева проработала год в Театре-студии киноактера, после чего ее пригласили в Театр имени Ермоловой. Там она сыграла главные роли в спектаклях «Два упрямца» Назыма Хикмета с В. Якутом и «Три товарища» Э.М. Ремарка с В. Андреевым.
Произошли изменения и в личной жизни актрисы. В 1959 году у Натальи родился сын, которого назвали в честь отца Владимиром. Однако это не удержало брак Фатеевой и Басова от распада. Что же случилось? Наталья Фатеева объясняет это так: «Этого человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его одержимость. Когда мужчина любит свое дело и выкладывается, его не ревнуешь к этому делу… Но вот он… Он ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре. Я очень долго не решалась расстаться с Басовым, он душу мою привязал к себе, но так меня мучил в последнее время, что я на это скрепя сердце пошла …» Именно развод с Басовым, по мнению Фатеевой, помешал ей в 1960 году сыграть интересную роль. Дело в том, что в тот год режиссер Захар Аграненко пригласил Наталью на роль Тины Карамыш в картину «Битва в пути» (экранизацию романа Г. Николаевой). Но в ходе съемок Аграненко умер, и закончить картину пригласили Владимира Басова. Кроме того, картину в связи с предстоящим съездом партии взялась опекать сама Фурцева. «В итоге вся вторая часть книги, в художественном плане самая интересная, из фильма ушла. От многих сцен с моим участием во второй половине фильма остался один монолог, да и тот я потом четыре раза переозвучивала, и все четыре раза — с абсолютно разным текстом…», — рассказывает актриса.
Тем временем режиссеры обратили внимание на молодую актрису, посыпались предложения. Правда, приглашали Фатееву в традиционные советские фильмы, как принято говорить – репертуарные, отличавшиеся общим средним уровнем. Красотой и талантом Натальи Фатеевой режиссеры попросту прикрывали слабость драматургии. Актриса все это прекрасно понимала, но вынуждена была сниматься, отказывая лишь в тех случаях, если материал казался ей неприемлемым по этическим соображением. Но даже в посредственных картинах она старалась докопаться до той углубленности, лаконичности и точности, когда даже в небольшой роли видна судьба, биография героя. Показательным в этом смысле был фильм Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961), главную роль в котором сыграла Фатеева. Ее героиня — телятница Лиза Горлова — натура энергичная, лукавая и бесподобно красивая. Вокруг нее стаями вьются ухажеры, а она любит женатого парторга. Не из-за испорченности, а из-за своеобразного свободолюбия, к которому она приучилась в сиротском детстве. Но по законам того времени ее чувство обречено. Она вынуждена отказаться от любви и уехать из колхоза.
«Три плюс два»
Загруженность Натальи Фатеевой в кино и необходимость воспитания сына привели к невозможности работы в театре Ермоловой, и в 1961 году актриса вновь вернулась в Театр-студию киноактера, где впоследствии проработала много лет.
Всенародная слава пришла к Наталье Фатеевой в 1963 году после выхода комедии «Три плюс два». Пригласил ее на роль укротительницы Зои сам режиссер — Генрих Оганесян. Наталья Фатеева вспоминает: «Помню, что, прочитав сценарий, тут же поехала в Ригу. Пробы были на побережье. Потом мне позвонил режиссер: «Мы хотим, чтобы вы играли не Зою, а Наташу. Зою бы сыграла Лиля Алешникова». Я сказала, что роль актрисы Наташи мне не нравится, лучше я вообще не буду сниматься. И меня утвердили на Зою». Подружку Зои сыграла Наталья Кустинская, а трио мужчин – Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов. Большая часть съемок велась в Крыму, кое-что снимали в Риге, а сцены в цирке — в Ленинграде. Именно там Фатеевой довелось сняться с настоящим тигром, которого дрессировал Вальтер Запашный. Наталья Фатеева: «Самое обидное, что вся моя храбрость — как я облокотилась на тигра, как я его гладила и даже приударяла кулаком — не вошла в фильм. Эти кадры забраковали, так как в них попала рука Запашного, который держал тигра за ошейник». Во время съемок фильма между Натальей Фатеевой и Андреем Мироновым вспыхнул роман. Актриса признавалась: «С Андреем мы очень подружились. Он был именно хорошим другом, были долгие и теплые отношения, после тяжелого разрыва с Басовым он мою душу очень отогрел. Вот Андрюша, хоть и не имел тогда такого богатства, опыта душевного, — с ним было очень хорошо, он интеллигент настоящий, прекрасный сын своих родителей, я ему за многое благодарна…» А вот, что рассказывала мама Андрея, актриса Мария Миронова: «Когда они расстались, он страдал. Эпистолярный жанр почти исчез в наши дни — и Андрей тоже в основном звонил мне. Но иногда и писал. Почти все его письма относятся к периоду любви и расставания с Наташей. Он писал о своих чувствах к ней. И как писал … Я до сих пор отношусь к этой женщине с огромной нежностью…» После выхода фильма все его герои стали мгновенно популярны. Особенно полюбились зрителям две красавицы, две Наташи – Фатеева и Кустинская. Всем казалось, что подружки по фильму, они являются подругами и в жизни. На самом деле некоторое время они поддерживали дружеские отношения, но продолжалось это недолго. Причиной стал мужчина …
Борис Егоров
Наталья Фатеева никогда не испытывала недостатка от внимания мужчин. В середине 60-х, когда фильмы с ее участием выходили один за другим (киноповесть Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!», комедия Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», приключенческий фильм Станислава Говорухина «День ангела»…), она была особенно популярна. По ее же словам: «Бывало, на фестивале танцуешь с замминистра, и он шепчет в ухо: «Я тебе все-все сделаю, все куплю, ни в чем нуждаться не будешь…» А я притворяюсь глухой…»
Отказывая многочисленным поклонникам, Наталья внезапно увлеклась сама. Ее избранником стал летчик-космонавт, 30-летний Борис Егоров. В октябре 1964 года он совершил полет в космос на корабле «Восход» и получил за это звание Героя Советского Союза. С Егоровым Фатеева познакомилась случайно на вечеринке у подруги. Красивый, умный, настоящий герой того времени, он сразу же вскружил голову Наталье. То, что Егоров уже был женат, не стало для нее преградой. Вскоре Борис развелся и женился на Фатеевой. А в 1969 году у них родилась дочка, которую назвали Наташей.
Второй муж Натальи Фатеевой — космонавт Б.Б. Егоров.
Второй брак оказался таким же непрочным, как и первый. Супруги оказались совершенно разными людьми, чужими друг другу. Фатеева вспоминает: «…разные стремления у нас были, даже книги по-разному мы с ним читали. Его любимая тема для разговоров была — машины и их лошадиные силы, часами мог об этом говорить…» Первую трещину брак дал в 1969 году, когда Фатеева уехала в Румынию на съемки музыкального фильма «Песни моря». В нем она снималась в главной роли вместе с популярным румынским певцом Даном Спатару. Плененный красотой советской актрисы, певец, который всегда считался донжуаном, решил за нею приударить. По словам самой Натальи Фатеевой: «Спатару — блистательный актер, совершенно уникальный человек, там как раз все самое интересное осталось за кадром…» Конечно же, нашлись «доброжелатели», которые сообщили все Егорову. Отношения становились все более холодными. Чтобы как воскресить былые чувства, Фатеева решила на очередное празднование Нового Года пригласить Наталью Кустинскую с ее мужем Олегом. Ей казалось, что двум семейным парам будет веселее за праздничным столом. Она еще не знала, чем все это окончится.
Тогда Борис Егоров впервые обратил внимание на Наталью Кустинскую, но совершенно не подал виду. А спустя полгода он признался ей в любви. Их вторые половины были тогда в отъезде. Порвав со своими семьями, Кустинская и Егоров начали совместную жизнь, прожив вместе два десятка лет … Наталья Фатеева не простила этого своей разлучнице. В один миг они стали самыми злейшими врагами. И эта вражда растянулась на десятилетия. Уже не было в живых Бориса Егорова, а две Натальи продолжали порой отпускать шпильки в адрес друг друга.
70-е – 80-е годы
Наталья Фатеева о своей творческой судьбе высказывается так: «Пика популярности» у меня никогда не было. Я не относилась к «модным», «престижным» артистам, никто меня в звезды не выводил, в лауреаты не толкал. В моде был серый цвет…»
Актриса немного лукавит. Пик популярности, хотя и недолгий, был – в середине 60-х. Но вскоре в кино начала утверждаться новая эстетика, в центре которой стоял обычный человек — не с экрана, а с улицы. Наталья Фатеева, Алла Ларионова, Изольда Извицкая и другие первостатейные красавицы еще продолжали блистать на экранах, но их вытесняли новые лица. Режиссеры, еще вчера использовавшие красоту актрисы, теперь порой относились к ее редкой внешности даже с пренебрежением, и ей постоянно приходилось доказывать, что она не только красива, но еще и что-то собой представляет как актриса. И это у нее получалось. Фатеева, не будучи в числе самых популярных, всегда оставалась заметной, неординарной, самобытной актрисой, имеющей своих постоянных поклонников.
В 70-е годы творческая биография Фатеевой пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя».
Совершенно разные персонажи, некоторые, как Людмила из «Джентльменов удачи», и вовсе почти эпизодические. Но в каждой своей роли Фатеевой удавалось сыграть убедительно, создать полнокровный характер, обнажить душевное состояние персонажа, как это сделала она, например, в популярном телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Ее модистка Соболевская остро переживает ситуацию, когда единственный мужчина, соответствующий ее романтическому идеалу, оказывается отпетым бандитом и убийцей подруги. В этом образе актриса подробно и углубленно, шаг за шагом создает объемный психологический портрет женщины с непростой судьбой. Она прожила всю войну в одиночестве и теперь грустит о неудавшейся личной жизни, выдает желаемое за действительное, романтически фантазирует о своем любовнике. Соболевская любит и ревнует Фокса и боится его. Но не желает помочь милиции, считая это неинтеллигентным, чуть ли не предательством по отношению к близкому когда-то человеку. И понимает: все происшедшее с ней — фантастический обман.
Почти каждая героиня Фатеевой стоит перед выбором между чувством и долгом. И каждой приходится его делать. Если в 1960-е годы ее героини отказывались от любви во имя некой абстрактной идеи, как того требовали идеологические установки времени, то в 1970-1980-е годы они уже боролись за свое женское счастье. Весьма показательна в этом смысле одна из лучших работ Фатеевой в кино — роль Аллы в телефильме Константина Худякова «С вечера до полудня» (1981) по пьесе Виктора Розова. Ее героиня — современная эмансипированная женщина, которая отстаивает свои права жить своей жизнью, любить, кого хочет, а не потакать мужчине или еще кому-либо в их слабостях и превратных взглядах на жизнь. Фатеева оказалась убедительной и психологически достоверной, причем настолько, что зритель во многом разделил взгляды ее героини, распознал стержень сильного человека. Ее Алла, пожив за границей и увидев там некоторых соотечественников как людей порочных, бездуховных, возвращается с открытым сердцем в старинный дом московских интеллигентов, который когда-то покинула. Без прошлых обид, с желанием показать своему сыну мир другими глазами и осознанием того, что человек, которого она бросила, был единственным, кого она любила.
С годами проявилась еще одна грань таланта актрисы — ее многоплановость. Фатеева доказала, что может сыграть в комедии, в мелодраме, в фильме на «производственную» тему, в мюзикле, в исторической картине, и даже в детективе. Она играла учительниц и экономисток, инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь… Много и успешно Наталья Фатеева занималась дубляжом иностранных картин. Их в ее биографии более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие.
Общественная работа
В советское время Наталья Фатеева никогда не заявляла о своих политических пристрастиях. Она казалась совершенно аполитичной. На самом же деле, поездив по миру, актриса воочию убедилась в лживости существующей системы. Советский строй Фатеева откровенно презирала, и воспитала в этом духе сына. Владимир Басов рассказывает: «Я фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали к директору, я хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня всему этому мама. Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это страшная страна. Мы с ней слушали Би-би-си и «Голос Америки». Она меня так настраивала…» Когда началась перестройка, Наталья Фатеева оказалась в первых рядах общественных деятелей, активно поддерживающих преобразования в стране, ратовавших за новую жизнь в свободной России. Подлинным гражданским поступком стало ее обличительное заявление в адрес В. В. Жириновского и ЛДПР во время празднования так называемого «нового политического года» в Кремле в декабре 1993 года. С момента основания демократического движения «Выбор России» Наталья Фатеева — его активный участник и член партии «Демократический выбор России». На выборах Президента России в 1996 и 2000 годах была доверенным лицом соответственно Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы так и не сложилась: она еще два раза вышла замуж, и оба раза неудачно. Почему? Сама она так отвечает на этот вопрос: «Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила, все как у всех. Быт советский – это пытка. А в моей профессии – так и вдвойне: мне же надо следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело… К каждому своему избраннику я относилась со всей привязанностью, на какую была способна. Предавала профессию из-за любви. Но потом чаще всего оказывалось, что своим «суженым» я нужна была для самоутверждения. В качестве красивого дополнения к их комфортному существованию. А жить в равнодушии, а тем более в ненависти, я не могла и не хотела. Это несчастье – приходить домой и видеть человека, который тебе не друг. Дальше продолжать такую жизнь – глупо, для меня лично. Это невозможно. Я очень терпеливо доходила до сознания, что это невозможно. А потом все летело со страшной силой. И в этом было мое избавление. Я четыре раза разводилась. Этого достаточно. Это были тяжелые разводы, они мне стоили жизни, здоровья, каждый раз приходилось начинать сначала…» Одно время не очень благополучно складывались отношения Фатеевой с обоими детьми. Но со временем все нормализовалось. Сын Владимир снялся в нескольких картинах, стал кинорежиссером. Дочь Наташа трижды поступала в институт, хотела стать журналистом, но все три раза проваливалась на экзаменах. В конце концов, она устроилась работать в инофирму, живет с мамой.
Кино 90-е годы
В 1991 году Наталья Фатеева снялась сразу в четырех картинах. Наиболее удачной была роль Актрисы в исторической драме Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». После этого, Фатеева, как и многие ее коллеги-артисты, не желающие сниматься в «чернухе», была выброшена из кино. Хотя назвать настоящим кино то, что в те годы в большинстве своем снималось, не поворачивается язык. Мафия, проститутки, наркоманы – вот те герои, которые властвовали тогда на широком экране. Естественно, представить себе Фатееву в таком окружении было невозможно.
В одном из своих интервью в марте 1992 года она признавалась: «Мне очень страшно. Как жить, как играть? В Театре киноактера – раздоры, свары и отсутствие зрителей. В кино – неизвестно, когда и что будет… Я не вписываюсь в новые времена, тут все чужое. У меня впервые в жизни начались депрессии. Я очень трудно сейчас живу и стараюсь больше быть одна. Где-то я прочла: жизнь надо пережить, а не перестрадать. Нельзя зацикливаться на страданиях, распускаться … И я держусь…»
За последующие десять лет Фатеева снялась лишь в нескольких фильмах, среди которых: комедия Владимира Грамматикова «Осенние соблазны», семейная драма Марины Крымовой «Никто не хотел уезжать», историческая драма Рубена Мурадяна «Дорога на край жизни» и другие. В начале нового века Наталья Фатеева приняла участие в съемках исторического сериала Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», сыграв роль жены Меньшикова. А в 2007 году исполнила роль матери знаменитого конструктора Сергея Королева в замечательной драме «ТКоролев. Главный конструктор».
Наталья Фатеева сегодня
Главной отличительной особенностью Натальи Фатеевой всегда была ее красота. И сегодня, несмотря на годы, она выглядит великолепно. В чем же секрет?
Сама актриса признается: «Секреты очень простые: я слежу за собой всю жизнь. Не ем мяса, практически не употребляю спиртного (изредка стаканчик красного вина не в счет), не курю… В юности занималась легкой атлетикой, долгие годы бегала, плавала, ходила на лыжах. Сейчас вот посещаю бассейн, делаю по утрам гимнастику по системе йогов. Кроме того, слежу за лицом: регулярно делаю массаж, пользуюсь хорошими кремами — не теми, что продаются в магазинах, а специально подобранными составами. Их делают для меня люди, знающие в этом толк. Еще один секрет: несмотря на все передряги жизни, я всегда исповедовала философию действенного добра, оптимизма. Как ни странно, это тоже благотворно отражается на внешности… Я очень люблю дисциплинированно жить. То, что я есть, я выстрадала своей жизнью. Я считаю, я прожила достойно. Мне не стыдно за мою прожитую жизнь…»
Награды Натальи Фатеевой
За годы творческой деятельности Наталья Николаевна Фатеева получила множество наград и премий. В 1965 году стала Заслуженной артисткой РСФСР. В 1980 году получила звание Народной артистки РСФСР. В 1996 году Наталья получила Благодарность Президента Российской Федерации.
Наталья Фатеева на радио
В 1996 году российской актрисе театра и кино вручили медаль «Защитнику свободной России». В 1999 году получила Орден Почета. В 2014 году стала лауреатом премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана. Получила награду за роль в киноленте «Летящие по ветру листья» режиссёра Валерия Харченко.
Наталья Фатеева в театре