Целиковская Людмила Васильевна: биография и творчество

Судьба играть на сцене

Появилась будущая актриса в непростой семье. Датой рождения женщины стало 8 сентября 1919 года. Ее родители успешно проявили себя в творческой сфере. Папа был дирижером, а мама работала в опере. Сначала они проживали в Астрахани. Но из-за климата этого края девочка часто болела. Врачи порекомендовали сменить место жительства. Поэтому семья перебралась в столицу.

Конечно, все знакомые сразу поняли, что с успехами мамы и папы малышка просто должна работать в музыкальной сфере. Стоит заметить, в фильмах исполняла сама свои песни Целиковская Людмила Васильевна. Биография артистки действительно связалась со сценой. Однако, Люся не хотела посвятить себя только музыке. Девочка очень увлеклась актерством.

Когда Люсе было 16 лет, мама завела дочь на прослушивание в театр имени Вахтангова. Режиссеру молодая барышня понравилась, и он посоветовал ей и дальше учиться этой профессии.

Людмила Целиковская и Юрий Любимов

Только в конце шестидесятых актриса вышла замуж. Ее избранником стал режиссер театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. Они знали друг друга еще со студенческой скамьи, вместе играли на сцене театра Вахтангова, снимались в фильме «Беспокойное хозяйство».

Актриса стояла у истоков создания театра на Таганке. Этому способствовало ее громкое имя, твердый характер, не соответствующий ее немного наивной внешности, связи, ум и смелость. Она стала огромной поддержкой Любимову, другом и советчицей. Целиковская была очень деликатным человеком и в дела театра напрямую не вмешивалась. Актриса прекрасно разбиралась в литературе, музыке и могла ненавязчиво подбросить интересную идею для репертуара, дать актерам бесценный совет.

Она была человеком легким, открытым, искрометным, с нею можно было говорить обо всем. Поражал круг ее интересов, с каждым находила общий язык. Вокруг нее просто витала аура общения, своим обаянием она привлекала ценных для решения театральных проблем людей.

Актриса сама писала для театра инсценировки литературных произведений. Именно на их основе режиссер поставил свои знаменитые спектакли. С ее легкой руки появились спектакли по книге Федора Абрамова «Деревянные кони» и повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Спектакль по произведениям Пушкина «Товарищ, верь!» они поставили вместе.

Их дом, благодаря Людмиле Васильевне, был открытым и гостеприимным. Здесь бывали Высоцкий, Вознесенский, Евтушенко, Пастернак, Петр Капица, Абрамов и Васильев. С нею не стыдно было быть в этом обществе, именно вокруг нее это концентрировалось, всем было интересно ее мнение. А свою карьеру в это время Целиковская забросила.

Актриса и режиссер прожили вместе почти 20 лет, но интрижка мужа на стороне прервала их отношения. Больше актриса замуж не выходила.

Студенческая жизнь

В 1937 году в Щукинское училище, в которое решила поступать девушка, был чрезвычайный конкурс: около 70 человек на одно место. И из числа армии желающих выбрали именно Люсю. Экзаменационную комиссию поразила ее непосредственность и искренность. На выступлении она пела и рассказывала стихи. В конце красавица призналась, что репетировала задание с мамой. Судьи начали смеяться, и студентка выбежала из зала со слезами. Думала, что с треском провалила конкурс. Но Целиковская Людмила Васильевна была зачислена на курс одной из первых. Более того, ей сразу разрешили играть в театре и сниматься в кино.

За личной жизнью и яркими романами красавицы следил весь Союз. В 1938 году студентка влюбляется в своего одногодку. Ее мужем стал Юрий Алексеев-Месхиев. В то время женщина обретала популярность. Видимо, мужчина не выдержал постоянных поклонников любимой, и брак развалился меньше чем за год.

Кроме театра, девушку приглашают в кино. Первой экранной работой стала картина «Молодые капитаны».

Новые фильмы и любовь

Недолго свободной оставалась красотка. Из армии своих фанатов она выбрала того, кто любил ее сильнее всех, — отмечали ее знакомые. Новым мужем стал писатель. Борис Войтехов — известный драматург и сценарист.

После первого фильма Люду заметили другие кинорежиссеры. Барышне предлагают исполнить главную роль в проекте «Антон Иванович сердится». Играет девушка Симочку Воронову. Затем актрису ждет работа «Сердца четырёх». Тут лицедейка исполняет амплуа Сашеньки Мурашовой. Эта картина рассказывает о разных героях, характеры которых противоположны друг другу. Образ, который воплощает Люда, очень веселый и легкий. Персонажа этой картины называет своим любимым Целиковская Людмила Васильевна. Признание к молодой артистке пришло после этого фильма. Ее узнавали на улицах и забрасывали письмами с горячими признаниями в любви.

Далее ее приглашают в кинокартину «Воздушный извозчик». Барышня перевоплощается в Наташу Куликову — талантливую артистку и певицу. На съемочной площадке женщина познакомилась с Михаилом Жаровым. Из-за этой встречи семья актрисы снова развалилась. Люся без ума влюбилась в старшего на 20 лет мужчину. Он ответил девушке взаимностью. Тогда оба были женаты. Но актеры покинули семьи. Михаил бросил супругу, которая его унижала и насмехалась, а Люся — мужа. Некоторое время Войтехов пытался вернуть Люсю. Борис запугивал, скандалил, уговаривал передумать. Но была твердой в своих намерениях Целиковская Людмила Васильевна. Семья развалилась в 1941 году.

Самая большая любовь

В годы войны несколько раз актриса с фильмами выезжала просто к солдатам. Она была эталоном эпохи. Добрая, жизнерадостная и милая, эта женщина покоряла миллионы. Картины с участием Люды вдохновляли солдат. Однажды военные, встретив ее на улице, чтобы показать свою любовь, несколько кварталов пронесли девушку на руках.

Вместе с Жаровым актриса провела пять лет. И хотя со стороны они выглядели счастливой парой, на самом деле все друзья и родные знали, что брак закончится разводом. Люся очень хотела детей, а Михаил был не готов к такой ответственности. Впоследствии Целиковская Людмила Васильевна вспоминала, что именно Жаров любил ее сильнее всех мужчин. Но ее сердце принадлежало уже другому.

Она познакомилась с архитектором Каро Алабяном. Крутить романы на стороне женщина не хотела, потому развелась с Жаровым и заключила четвертый брак с новым избранником.

Людмила Целиковская ― личная жизнь

Личная жизнь актрисы всегда вызывала особый интерес у ее поклонников. Ведь в нее была влюблена половина мужчин нашей страны, а многие женщины завидовали и подражали.

Замуж Людочка вышла рано за сокурсника Юрия Алексеева– Месхиева. Они были молоды, восторженны, страсть накрыла их с головой. Но их брак оказался ошибкой и вскоре они развелись.

Второй раз актриса выбрала себе в мужья драматурга Бориса Войтехова. Тогда она была уже популярной, ей оказывали внимание весьма известные люди. Борис был самым влюбленным и преданным ее поклонником, и она сдалась. В 1939 году они поженились. Но их союз продлился всего 2 года.

После двух разводов Людмила Васильевна опасалась даже думать о новых отношениях. Но судьба распорядилась иначе.

Семейная идиллия

Между влюбленными была значительная разница в возрасте — 22 года. Но муж и жена жили очень хорошо. Уже в 1949 году у пары родился первенец Александр. Многие знакомые говорили, что Люся была очень заботливой и любящей мамочкой.

Семья пережила много проблем. Алабян попал в немилость партийной верхушки. Поэтому потерял квартиру и работу. Некоторое время пара с сыном жила у друзей и родственников. Но, благодаря упрямству и связям, актрисе удалось вернуть все на свои места.

Много невзгод пережила Целиковская Людмила Васильевна. Сын Саша страдал полиомиелитом. Спасла кровинку от паралича женщина массажами и спортом. Люда заставляла мальчика бегать и прыгать. Поэтому болезнь отступила.

В 1959 году женщина пережила наибольшую драму. Мужчина, которого она называла любовью всей жизни, умер. У Каро нашли рак легких.

Смерть

В 1989 году Людмила Васильевна тяжело заболела — у нее нашли онкологию, которая затем стала причиной смерти женщины, но сообщать диагноз самой актрисе врачи почему-то не стали.

Могила Людмилы Целиковской

Скончалась Целиковская 4 июля 1992 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем – Каро Алабяном.

Творческий путь

Партийное руководство не видело в этой актрисе особых причин для гордости. Ее героини лишены идейной пропаганды, которая была необходима для Советского Союза. Например, фильм «Иван Грозный», где она играла, был отмечен руководством. Все его актеры получили награды. Вниманием обделили только Людмилу. Говорят, что сам Сталин вычеркнул ее имя из списка претендентов на премию.

Но не очень переживала из-за таких проблем Целиковская Людмила Васильевна. Библиография этой женщины свидетельствует, что награды для нее стояли на втором месте. В первую очередь она ценила мнение зрителей. А публика обожала эту милую красавицу.

Картины «Близнецы», «Попрыгунья», «Лес», «Беспокойное хозяйство», «Мы с вами где-то встречались» с ней в главной роли сразу становились хитами. Но в течение всей жизни актриса мечтала о глубоком драматическом образе, который ей так и не удалось сыграть. Единственный трагический персонаж — медсестра Зина из картины «Повесть о настоящем человеке». Но эта роль была маленькая, хотя и трогательная.

Всего актриса снялась в 23 фильмах. Из-за комичных персонажей, которых предлагали Люсе, она отдавала предпочтение театру. Поэтому в последние годы жизни снималась мало.

Плакала, но играла

Народная артистка РСФСР Людмила Целиковская родилась в Астрахани 8 сентября 1919 г. в музыкальной семье. Отец — именитый дирижёр. Мать — оперная певица. Для дочери же они выбрали компромиссное решение: игру на рояле. Маленькая Людочка играла — и плакала, настолько ей не нравилось это дело. А чтобы слезы не лились на клавиши дорогого инструмента, подвязывала на шею полотенце… К счастью, родители не стали и дальше заставлять Людмилу идти по музыкальной стезе. Мать даже помогала дочери готовиться к поступлению в «Щуку»: в театральное училище в тот год поступало 900 человек. А мест было всего 13. Целиковскую приняли. Играть в кино она начала, ещё будучи студенткой. И уже вскоре Людмила Целиковская стала легендой советского кинематографа, прославившись картинами, которые публика 1940-х годов пересматривала по несколько раз: «Сердца четырёх», «Воздушный извозчик», «Беспокойное хозяйство», «Близнецы». Популярность Целиковской была фантастической. Рассказывали, что на фронтах солдаты поднимались в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!»

Люся Целиковская с бабушкой Анной Павловной, середина 1920-х. pic.twitter.com/2zWcHBXIln

— Юрий Гилев (@gil4659) August 7, 2019

Однако сама актриса считала, что ее недооценивают. В интервью она рассказывала: «Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись восторженные статьи. Всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина („Сердца четырёх“, „Близнецы“), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Но меня очень любили простые люди, и это было большой поддержкой».

Статья по теме

Гений с маслобойного завода. Чем Павел Шпрингфельд покорил СССР? В этих горьких словах была доля правды: когда
Сталину подали список лауреатов Сталинской премии за фильм «Иван Грозный», вождь вычеркнул Целиковскую, которая сыграла там царицу Анастасию. Сказал: «Царицы такими не бывают». «Так что у меня за всю жизнь даже наград никаких не было», — говорила актриса.
Но для публики она была легендой. Фильм «Сердца четырех», снятый в 1941 году, пользовался особенным успехом. В том числе и потому, что снята картина была в жанре музыкальной комедии. Да и актёрский состав — сплошные звезды. Главные героини — сестры Мурашовы: строгая Галина, доцент-математик (Валентина Серова), и ветреная студентка Шурочка (Людмила Целиковская). Персонажи-мужчины — остроумный военный Петр Никитич Колчин (Евгений Самойлов) и интеллигентный и несколько рассеянный учёный-биолог Глеб Заварцев (Павел Шпрингфельд). Показали ленту, кстати, только когда Советская армия победила гитлеровцев: руководство страны сочло, что эта картина слишком легкомысленна для тяжелых военных лет.

Евгений Самойлов, Валентина Серова, Людмила Целиковская и Павел Шпрингфельд в фильме «Сердца четырех», 1941 год Кадр из фильма

Из фильмов 1950-х, пожалуй, стоит о режиссёра Николая Досталя, где в главных ролях тоже легенды: Аркадий Райкин, Людмила Целиковская, Михаил Яншин, Василий Меркурьев, Мария Миронова, Ольга Аросева, Сергей Филиппов. По сюжету известный эстрадный актер Геннадий Максимов едет отдыхать на юг, отстаёт от поезда и оказывается в незнакомом городе без денег и документов. После ряда стычек с весьма занятными персонами ему удается добраться до санатория. Случайно увидев репетицию сценки «Обманутый муж», отдыхающие принимают сюжет за чистую монету и, желая помочь Максимову, чуть не ссорят его с женой… Роль супруги Максимова — актрисы Ларисы Левкоевой — играла, конечно же, незабвенная Людмила Целиковская.

Последнее увлечение

Снова в ЗАГС она не пошла. Однако жила гражданским браком со своим давним другом Юрием Любимовым. Влюбленные вместе учились, а потом играли в театре.

Когда ее успехи отметили даже на зарубежных фестивалях, получила официальное признание и на родине Целиковская Людмила Васильевна. Награды увенчались званием Народной артистки. Это случилось в 1963 году.

Люда была очень талантливой. Она самостоятельно изучала английский язык и занималась переводом пьес. Кроме того, обожала вязать, танцевать, играла в теннис. Также в ней жил ген режиссера. Она сама ставила постановки и активно участвовала в рождении Театра на Таганке.

В 1975 году пара разошлась. Позже Люся признавалась, что жить с таким талантливым человеком ей было непросто.

В конце 80-х у женщины нашли рак. Умерла великая актриса в 72 года. Жизнь ее оборвалась 4 июля 1992 г.

Даже страшная болезнь, о которой ей врачи долго не сообщали, не сломала женщину. Она оставалась жизнерадостной, доброй и приветливой ко всем. И не потому, что не хотела расстраивать родных, а потому, что не умела сдаваться и грустить.

Особенно сильно она открывалась зрителю на театральной сцене. Тут она играла как главную героиню Шекспира, несравненную Джульетту, так и одного из самых ярких персонажей Пушкина из пьесы «Каменный гость» — прекрасную Лауру. В спектакле, который имеет телеверсию, женщине принадлежал образ Беатриче из комедии «Много шума из ничего».

Людмила Целиковская родилась в семье российских интеллигентов. Ее отцом был заслуженный деятель искусств Василий Васильевич Целиковский. Мать — Екатерина Лукинична, оперная певица.

До 1925 года семья проживала в Астрахани, но в связи с тем, что Люся была болезненным ребёнком и тяжело переносила астраханский климат, врачи настоятельно посоветовали сменить для девочки климат. Целиковские переехали в Москву, где Василий Васильевич стал дирижером Большого театра. Там же стала работать и мама. В Большом она пела Снегурочку, у нее было очень красивое сопрано.

В новом климате девочка пошла на поправку, и счастливые родители определили ее в Гнесинскую школу по классу фортепиано. Надо сказать, что маленькая Людмила выучила ноты раньше, чем азбуку. Кроме того, у девочки был абсолютный слух. Но музыка не стала её призванием — для игры на фортепиано рука была слишком миниатюрной. «У меня лились слёзы из глаз, и, чтобы они не капали на клавиши пианино, я подвязывала полотенце, — вспоминала Целиковская, — и продолжала играть». Впрочем, девочка всё же выходила на большую сцену и выполняла серьёзную миссию — в финале 4-й симфонии Чайковского била в литавры, когда оркестром дирижировал её отец. А когда она была в Вене, ей разрешили сыграть на клавесине Моцарта.

Все шло к тому, что Людмила, как и мечтали ее родители, станет профессиональным музыкантом. Но… внезапно девушка увлеклась театром. Друзья семьи со смехом вспоминали, что артистическая карьера Люси началась в детстве, когда она «играла» побирушку. Дело в том, что девочка очень любила разыгрывать разные сценки, а одной из любимых забав было …просить милостыню под видом несчастной нищей на Тверской.

Родители всячески отговаривали дочь, но все было напрасно. В результате в 1935 году мама (с помощью подруги-актрисы Анны Бабаян) привела 16-летнюю Людмилу на просмотр к режиссеру Театра имени Е. Вахтангова Рубену Симонову. Режиссёр вынес вердикт: театр ждёт актрису Целиковскую. Симонов посоветовал ей обязательно поступать в театральный институт.

И по окончании общеобразовательной школы в 1937 году Людмила Целиковская подала документы в Театральное училище имени Щукина. В том году желающих поступить в «Щуку» было около 900 человек на 13 мест. Шансов поступить у Целиковской было не так уж и много, и поначалу ей показалось, что она с треском провалилась.

Вот как она сама вспоминала об этом: «Помню только, что после чтения обязательной прозы, стихотворения и басни кто-то из комиссии (а у меня от страха в глазах было серо, мне показалось, что все члены комиссии были одеты в одинаковые серые костюмы) спросил: «С кем вы готовились к экзаменам?» Я сказала: «С мамой». В ответ — дружный хохот. А на вопрос, как меня зовут, я сказала: «Людмила Васильевна». Комиссия развеселилась ещё больше, а у меня от обиды брызнули слёзы из глаз, и я убежала, твёрдо поняв, что уж актрисой мне никогда не стать. В это время следом за мной выбежал Дима Дорлиак — один из самых красивых молодых артистов театра, и, успокаивая меня, сказал: «Не волнуйтесь, вы понравились. Это у нас в театре так принято принимать — с юмором и смехом. Нате, вот вам платок, вытрите слёзы». Господи! Что со мной было! Я была как во сне. Сам знаменитый Клавдио (из «Много шума из ничего» и Люсьен из «Человеческой комедии» — спектакли Театра имени Е. Вахтангова) дал мне свой платок! На следующий день, прибежав в училище рано-рано, когда вход в здание на улице Вахтангова, 12 был закрыт, и, прождав около часу, я наконец увидела свою фамилию в числе тринадцати принятых…»

Еще студенткой училища Целиковская была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова. Ее первой ролью на сцене прославленного театра была Клариче в «Слуге двух господ». Вскоре Целиковская дебютировала и в кино.

Примечательно, что ректор училища возражал против отвлечения юной студентки от учебного процесса, но вмешался Рубен Симонов: «Целиковская должна играть и сниматься в кино, у нее есть для этого все данные».

Свою первую роль в кино (пионервожатую Валю в фильме «Молодые капитаны») Целиковская сыграла в 1938 году. И хотя эта роль не стала открытием молодой актрисы ни для зрителей, ни для критиков (да и сама Целиковская ее не любила), однако бесследно она все равно не прошла.

Режиссер Константин Юдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль —

Шурочки Мурашовой — в своей комедии «Сердца четырех». По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. Например актриса также, как ее героиня, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.

В этой картине Целиковская буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. Юдин разрешил, но во время записи случилось непредвиденное — Целиковская так перенервничала, что у нее пропал голос. Запись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным — из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. И все же эту песню она записала. «Он поверил в меня! Он зажег мне зеленый свет! «- говорила позже Целиковская.

Фильм «Сердца четырех» должен был стать самым кассовым фильмом 1941 года, однако его премьере помешала война. Он вышел на экраны лишь в 1944 году, став одним из лидеров проката (5-е место).

А вот фильм Александра Ивановского

«Антон Иванович сердится», в котором Целиковская также играла главную роль (он снимался почти одновременно с «Сердцами четырёх») успел-таки попасть к зрителю в первые месяцы войны. «Какая живая партнёрша мне досталась! — восхищался Павел Кадочников, герой-любовник тогдашнего кино… На этот раз Целиковской петь не доверили, и вместо неё это сделала профессионал — известная певица Дебора Пантофель-Нечецкая. Но так случилось единственный раз: в остальных фильмах и спектаклях Целиковская всегда будет петь сама.

Впервые Целиковская вышла замуж рано — еще на втором курсе театрального училища. Ее избранником стал однокурсник Юрий Алексеев-Месхиев. Однако их совместная жизнь продлилась недолго, и вскоре они расстались.

Вторым мужем актрисы стал писатель Борис Войтехов.

К тому времени Целиковская была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужья она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминаниям современников, искренне ее любящего. Этот брак продлился несколько лет. Причиной его распада стала встреча с Михаилом Жаровым…

Война застала актрису в Ленинграде — на съемках последних сцен фильма «Антон Иванович сердится». Она вернулась в Москву, но пробыла в ней недолго — 14 октября вместе с театром она эвакуировалась в Омск. Вскоре туда пришла телеграмма из Алма-Аты — режиссер Леонид Трауберг приглашал актрису на съемки фильма «Воздушный извозчик», сценарий которого был написан Валентином Катаевым специально для нее.

На съемках «Воздушного извозчика» судьба свела Целиковскую с Михаилом Жаровым. У знаменитого актера тогда были проблемы в личной жизни. Его жена Люда Полянская, под влиянием своей матери, откровенно игнорировала мужа, считая, что он ей не ровня. Рассказывает племянница Михаила Жарова Светлана: «Люда Полянская предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пасьянсы, и когда кормилец возвращался домой после двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и… никакого ужина. При этом теща делала еще недовольное лицо».

Михаил Иванович без памяти влюбился в молодую актрису. Людмиле Целиковской тогда было 23 года, Михаилу Жарову — 42, но их не смущала разница в возрасте, не смущало то, что оба женаты и для молоденькой актрисы это будет уже третий брак.

Не желая обманывать своего супруга — писателя Бориса Войтехова, — Людмила написала ему со съемок в Алма-Ате письмо, что жить без Жарова не может. В ответ оскорбленный муж стал закидывать актрису телеграммами с угрозами: «Берегитесь!», «Ждите беспощадности». А уж когда свою связь с Целиковской обнародовал для своей жены Жаров, началось что-то страшное. В конце концов не выдержало здоровье Михаила Ивановича, и он на полтора месяца слег в больницу.

Премьера «Воздушного извозчика» состоялась на фронте, фильм показывали в землянках. Когда бойцов на передовой спрашивали, какой фильм им привезти, они заказывали: «Кино с Целиковской!».

В 1943 году после съемок в «Воздушном извозчике» Целиковская была приглашена на главную роль в картину легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна. Это стало последней каплей для руководства театра имени Вахтангова, которое было недовольно частыми отлучками актрисы, и Целиковскую уволили из театра. Правда уже в 1945 году ее вновь восстановили.

Роль царицы Анастасии в «Иване Грозном» Целиковская сыграла благодаря Михаилу Жарову. Первоначально роль предназначалась Галине Улановой. Во время войны Большой театр тоже эвакуировали в Алма-Ату, и Эйзенштейн несколько дней уговаривал великую балерину, приносил ей рисунки с набросками. Галина Сергеевна согласилась и серьезно готовилась к съемкам, но Большой театр спешно отозвали в Москву. После Улановой претенденток на роль Анастасии было очень много, но Жаров, снимавшийся в «Грозном» в роли Малюты Скуратова, настоял на кандидатуре Целиковской. Хотя, признаться, уговаривать Эйзенштейна долго не пришлось — он сам был в плену ее таланта еще после фильма «Сердца четырех». «Когда Сергей Михайлович Эйзенштейн пригласил меня сниматься в фильме «Иван Грозный» в роли первой жены Ивана IV, мне, только что вышедшей из театральной школы девчонке, это предложение показалось страшным и несбыточным, хотелось убежать и спрятаться куда-нибудь подальше», — вспоминала актриса. Мастер выбрал её, потому что увидел в ней свою героиню: «Радостью сияют глаза Анастасии», «Глаза Анастасии сияют счастьем», «На глаза Анастасии набегают слёзы», «Иван приникает к губам счастливой, смущённой Анастасии»… Это режиссёрские ремарки к одному из эпизодов «Ивана Грозного».

Эйзенштейн увидел в жизнерадостных, беззаботных, слегка кокетливых и наивных героинях Целиковской черты будущей «царихи». Такое прозвище получила на съёмочной площадке Людмила Целиковская. Так называл её впоследствии и Михаил Жаров, так же игравший в этом фильме. Она полностью подчинилась воле режиссёра, старательно и точно воспроизводила заданный рисунок образа. За это и досталось от критиков, мол, слишком зажатая получилась Анастасия. «Не старайся играть «царицу». Она ведь просто девчонка, которая попала в золотую клетку, она любит, как и ты, бегать по саду, ловить бабочек и собирать цветы, а ей по ритуалу надо сидеть у окошка и терпеливо ждать своего господина», — объяснял он.

Картина «Иван Грозный» принесла актрисе не только отлучение от театра, но и другие неприятности. Во время съемок неправильно были установлены софиты и ей «сожгли» хрусталики глаз (вот откуда секрет искрящихся васильковых глаз Целиковской). Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: «Такими царицы не бывают», — собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, спорить с ним никто не посмел.

Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской — со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней.

Рассказывает сын Людмилы Целиковской Александр Алабян: «Ей действительно никто не помогал. Но при этом она заставляла уважать себя. В конце 40-х годов ее и еще одну артистку пригласили в особняк Берии «посмотреть кино». «И мы, дурочки, пошли», — смеялась потом мама. После фильма к ним стали приставать. Мама, не думая, одному из замов Берии Кобулову по «оливковой роже» врезала и побежала к выходу. Бежит, а сама боится: сейчас начнут стрелять. Но ее не тронули. Раз, думали, посмела замахнуться на такого человека, может, Сам покровительствует. А вот вторая актриса осталась в особняке и спустя несколько лет попала в лагерь».

А вот что рассказывала сама актриса о том времени: «Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина («Сердца четырех», «Близнецы»), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Мода, видно, была такая. Но меня очень любили простые люди, и это было огромной поддержкой…»

Действительно, несмотря на огромную популярность у зрителей, Целиковская долгое время была обделена официальными почестями. Стоит также отметить, что ее экранный имидж был совершенно иным, чем у признанных звезд кино — Любови Орловой и Марины Ладыниной. Героини Целликовской не несли никакого идеологического начала.

После войны амплуа Целиковской в кино почти не изменилось. Она снялась в комедиях

«Близнецы» (1945) и

«Беспокойное хозяйство» (1946). Идея фильма «Беспокойное хозяйство» родилась у Михаила Жарова еще во время войны, когда он представлял картину «Воздушный извозчик» на передовых — в лётном полку Марины Расковой, где Целиковская и Жаров провели три месяца, выступая перед бойцами (часто прямо посреди концерта раздавалась команда: «Воздух!»), генерал Михаил Громов подарил Жарову сюжет о ложном аэродроме, из которого впоследствии и получился фильм. Тогда он и решил взяться за режиссуру и поставить фильм (это был его своеобразный подарок жене). Михаил Иванович очень заботился о жене. В те трудные времена он создавал для неё поистине голливудские условия для съёмок: на общих планах ей давали дублершу, и даже макияж у актрисы был американский — , в Советском Союзе в те времена о таком и не слышали.

В картине снималось целое созвездие актеров. Людмила Целиковская сыграла в фильме главную роль ефрейтора Тони, в которую влюблены два летчика — Герой Советского Союза Крошкин (Виталий Доронин) и французский офицер Лярошель (Юрий Любимов), которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову (Александр Граве), который, успешно выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Сам Жаров с блеском сыграл старшину Семибабу, в роли диверсанта снялся замечательный актер Сергей Филлипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино Михаил Пуговкин. Играл даже Алексей Аджубей, зять Хрущова.

Фильм подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Зато среди зрителей он пользовался большим успехом, заняв седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года.

В 40-50-е годы популярность Целиковской была фантастической. Зрительницы Вахтанговского театра, горячие поклонницы двух ведущих актрис – Людмилы Целиковской и Галины Пашковой – делились на «целикисток» и «пашкисток», доходя в своих стычках порой до рукопашных боёв. Фильмы с участием Целиковской собирали аншлаги, поклонники нежно называли актрису Люсей, её портреты украшали квартиры. Школьницы восьмого-десятого класса старались носить платья как у Целиковской, они завязывали бантики точь-в-точь, как она завязывала в своих фильмах. Про Целиковскую говорили: «Три миллиона мужчин не могут ошибаться». Её засыпали цветами, её спектакли специально приходили посмотреть высокопоставленные лица…

Единственной драматической ролью Целиковской в кино, причем эпизодической, в те годы была лишь медсестра Зиночка в картине Александра Столпера

«Повесть о настоящем человеке» (1948). Большинство критиков именно эту роль считают поворотной в карьере актрисы. Это была работа творчески зрелой актрисы. Однако режиссеры так и не разглядели в Целиковской этих изменений. Ей продолжали поступать предложения играть роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. В результате за последующие 9 лет актриса не снялась ни в одном фильме.

Единственным местом работы для Целиковской стал Театр имени Евгения Вахтангова. Среди ее театральных ролей следует отметить следующие: Дениза («Мадмуазель Нитуш»), царица Мария Нагая («Великий государь»), Дженевра («Глубокие корни»).

С Михаилом Жаровым Целиковская прожила пять лет. Довольно долго снимали номер в гостинице «Москва». Потом получили небольшую квартиру, окна которой выходили на гостиницу «Астория».

Вспоминает племянница Михаила Жарова Светлана Жарова: «Люся была необыкновенно красива и кокетлива. Михаил Иванович с превеликим удовольствием выполнял все ее капризы. Он много тогда мог себе позволить — даже покупал ей старинные украшения. Иногда я оставалась у них ночевать. Дядя Миша относился ко мне как к дочери, да и Люся баловала неимоверно — даже растирала меня благовониями. К ней приходили парикмахер, маникюрша, она любила принимать хвойные ванны. Характер у Люси был необычайно легкий. Часто в их доме собирались друзья. Правда, дед, приходя от них, иногда ворчал: «Люська меня обедом сегодня не кормила!»».

Но вскоре их отношения исчерпали себя. Одной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Людмила, которой было уже под тридцать, безумно хотела родить ребёнка, но этого не случилось. Жаров очень переживал разлуку с ней. Ходили даже слухи, что он пытался подкупить жену чёрным жемчугом, отвалив за него чемодан советских денег. Однако, как бы там ни было, спустя много лет Целиковская назовёт первые два замужества ошибками молодости, а о Жарове всегда будет отзываться тепло и по-доброму. И скажет: «Он любил меня больше всех… А я больше всех любила Алабяна».

На пути Целиковской возник еще один поклонник. Им оказался 50-летний Каро Алабян — знаменитый архитектор. В 1934-40-х годах именно по его проекту строился Центральный Театр Советской Армии, прокладывался Ленинградский проспект. С 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. Помимо прочего он был еще отличным певцом и заядлым театралом. Познакомил их Рубен Симонов. Буквально при следующей встрече Алабян взял Целиковскую за руку, внимательно рассмотрел линии на ладони, потом улыбнулся и сказал: «А знаете, вы будете моей женой». Так оно и случилось. Целиковская ушла от Жарова к Алабяну — не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключениями.

Вспоминает Светлана Жарова: «Рассказывали, что как-то Целиковская призналась друзьям: «О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим». Разрыв с Целиковской закончился для дяди бессоницей, сердечными спазмами, отменой спектаклей и микроинфарктом».

В 1948 году Алябян и Целиковская зарегистрировали свои отношения. Ей было 30, ему — 50. Новый брак актрисы оказался самым счастливым для неё: в сентябре 1949 года она родила сына, которого они с мужем назвали Александром. По воспоминаниям знакомых, Людмила была фанатичной, сумасшедшей матерью, посвящавшей всю себя ребенку. Окруженная многочисленными поклонниками, Целиковская всегда оставалась верна своему единственному любимому мужчине, как она его называла, — сыну. «Сын, — говорила она, — это ни с чем не сравнимо, и даже внук не может занять такое место в сердце, как Саша».

Почти сразу после их свадьбы Каро Семенович попал в немилость к Берии. Людмила Целиковская вспоминала: «Алабян всю жизнь занимал очень большие посты, в течение 30 лет был секретарем Союза архитекторов. Когда у нас решено было начать строительство высотных домов, Алабян выразил несогласие в присутствии Берии. До этого он год провел в Америке и прекрасно понимал, что строительство высотных домов в нашей стране в те годы — показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. И обо всем этом Алабян сказал в своей речи».

Естественно все это закончилось для Алабяна печально. Вскоре ему приказали принять на работу двух архитекторов, и как он ни сопротивлялся, сделать ему это пришлось. А через пару недель объявили, что они — шпионы. Это был давно отработанный сценарий. После этого вышел приказ, подписанный Сталиным: освободить его от всех занимаемых должностей.

Рассказывает Александр Алабян: «Он пришел домой, встал перед мамой на колени и сказал: «Прости меня, Люся. Если бы я только мог представить, что такое произойдет, никогда бы не посмел жениться на тебе».

Целиковская никогда ни в чем не упрекала Алабяна. Наоборот, в те трудные годы, когда их лишили жилья, и им приходилось скитаться по друзьям, она всячески его поддерживала. Они жили на ее зарплату в 120 рублей.

Вспоминает Александр Алабян: «Через 2 года, когда стало невмоготу, родители написали в правительство письма и отправили Молотову, Булганину, кому-то еще. В результате в 1953 году нам дали квартиру, а папе — работу. Едва родители начали обустраиваться в новой квартире, у меня обнаружили полиомиелит. Мама забросила театр, кино, все свое время посвятив борьбе за мое выживание. Хотя и признавалась потом, что если бы сразу узнала все про болезнь, наверное, выбросилась бы с балкона — так было страшно. К счастью, у меня оказалась редкая форма, которую удалось побороть… Врачи сказали, — единственное, что может меня спасти, — это массаж и физические упражнения. И мама не плакала, а сама делала мне массаж, по 15 раз в день! Заставляла меня через силу бегать, прыгать и лазать по деревьям. И я выздоровел». Несколько лет непрерывного лечения, массажей, консилиумов сделали своё дело. Она говорила: «Мне предлагали новые роли, мне говорили, что если ты откажешься, таких хороших предложений уже не будет». Но для меня было самое главное, что сегодня Саша сделал на десять шагов больше, чем вчера, а завтра — на двадцать шагов больше, чем сегодня».

А в 1959 году случилась очередная беда: от рака лёгких скончался Каро Алабян. Позже его именем назовут одну из улиц в Москве в районе метро «Сокол».

В 50-е годы Целиковская только изредка снималась

в кино («Мы с вами где-то встречались», 1954, «Попрыгунья», 1955). Самой заметной работой стала роль Ольги Ивановны — жены Дымова

в драме Самсона Самсонова «Попрыгунья». До сих пор в активе актрисы были лишь две драматические роли — в «Иване Грозном» и «Повести о настоящем человеке». И вот новый настоящий успех. В 1955 году на XVI Международном кинофестивале в Венеции фильму была присуждена премия «Серебряный Лев Святого Марка» и приз «Пизанетти» (его итальянские критики вручают за лучший зарубежный фильм).

После смерти Алабяна она и вовсе исчезла с киноэкранов, продолжая играть в театре имени Вахтангова. Изначально предрасположенная к излишнему весу, она начала полнеть, к тому же перенесла инфаркт и в театре в 60-х играла очень мало — в основном, уже возрастные роли.

В 1963 году актриса, наконец, дождалась признания у себя на родине — ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.

И вот в 60-е годы Целиковская связала свою жизнь с режиссером знаменитого Театра на Таганке Юрием Любимовым. Знакомы они были давно: когда Целиковская училась на первом курсе театрального училища, Любимов был на четвертом курсе. Они вместе работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». Правда в пятый раз замуж она не вышла — с Любимовым Целиковская стала жить в гражданском браке.

Вместе они прожили более 15 лет. В их квартире часто собирались интересные люди: Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Федор Абрамов, Борис Васильев, Петр Капица… Кстати, здесь же Высоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню «Я не люблю»: …Я не люблю насилье и бессилье, И мне не жаль распятого Христа. — Володя, — сказала тогда Людмила Васильевна, — так нельзя. После этого появилась новая строчка, кардинально меняющая смысл песни: …Вот только жаль распятого Христа.

Звездное имя Людмилы Целиковской воздействовало не в последнюю очередь на давших «добро» на открытие Театра на Таганке. Жёсткий характер Людмилы Васильевны, совсем не соответствовавший её несколько легкомысленной внешности, её целеустремленность, острый ум, связи, идеи — всё это легло в фундамент молодого театра. Людмила Васильевна прекрасно знала литературу, музыку. Умела деликатно «подсунуть» свежую идею, никому ничего не навязывая. Пользуясь своим умом и обаянием, она привлекала и «нужных» для дела персон. Вообще это была светлая личность… Людмила Васильевна знала поэзию как настоящий пушкинист. Актёры получали от неё уникальные советы и чисто актёрские, и литературоведческие.

Жизнь с опальным режиссером имела и свои минусы: ей стали меньше давать ролей в театре, не приглашали в кино. Вспоминает сын Целиковской А. Алабян: «Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее. Из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Только из-за него! Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение — раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать. На мой взгляд, Любимов — достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне — и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру».

Разошлись они, как интеллигентные люди — без скандалов и выяснения отношений. Просто в какой-то момент Целиковская сказала ему: «Уходи». Потом Целиковская уже никогда не вспоминала Юрия Петровича. Лишь незадолго до смерти она призналась сыну: «Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же — совсем наоборот, упрямая, со своим характером. Мы стали друг друга немножко раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею… Помню, однажды Любимов сказал: «Когда мы разойдемся, у тебя в доме будет праздник». Ну, в общем, так и получилось: праздник продолжается до сих пор. Тем не менее, с Юрием Петровичем мы жили хорошо и расстались хорошо».

Формально Целиковская продолжала числиться в Вахтанговском театре, но… Сменилось руководство, директором назначили Михаила Ульянова, который жене политически неблагонадежного Любимова ролей не давал. За исключением крохотного эпизода в «Закате» Бабеля, когда она врывалась на сцену в матросской тельняшке с залихватским разбойничьим свистом в два пальца и зал вставал, взрываясь бурей аплодисментов.

Отчаявшись дождаться милости от руководства Театра им. Вахтангова, Целиковская начала искать себе роли сама. Ей было уже семьдесят, здоровье оставляло желать лучшего, она перенесла инфаркт, и многие думали, что ей уже не выкарабкаться, но она не мыслила жизни без любимой работы. Людмила Васильевна прочитала сотни пьес, выбирая ту, в которой могла бы сыграть и которую, она надеялась, разрешат поставить в театре. Но Ульянов отвергал одно за другим ее предложения. Особые надежды она возлагала на известную историю, когда в пожилую, но по-прежнему прекрасную женщину влюбился семнадцатилетний юноша. Эта роль была как раз для нее. Но Ульянов и тут опустил ее с небес на землю, заявив, что юношам противоестественно влюбляться в пожилых женщин.

Не лучше обстояли дела и в кино. Пальцев одной руки будет много, чтобы перечислить фильмы в которых она снялась в 70-е — 80-е годы. Одной из последних ее ролей была

Раиса Павловна Гурмыжская в экранизации пьесы А. Островского «Лес». На телевидении ее последними работами стали «Портрет»

и «Репетитор».

В 1989 году у Целиковской обнаружили рак. Но диагноз от неё скрывали. Сын просил врачей и медсестёр не говорить матери, какие лекарства ей колют. Знал: она непременно возьмёт энциклопедию и всё узнает сама. И Людмила Васильевна, пока могла, играла в театре. 4 июля 1992 года Людмила Целиковская скончалась. Похоронили её на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем — Каро Алабяном. Юрий Любимов на похороны не пришёл… телеграммы тоже не прислал…

Ее имя всегда окружали легенды. Целиковская, как сказали бы сейчас, была подлинным секс-символом своей эпохи. Казалось, без ее участия не обходилась ни одна картина того времени, а ведь на счету актрисы всего пятнадцать художественных фильмов.

У каждого поколения есть свои кумиры. Целиковская была кумиром 40-х годов. Солнечная женщина с лучистыми глазами. Молодые люди присылали ей письма, где предлагали руку и сердце. Однажды она шла по улице в Ленинграде, а навстречу шла рота солдат. Когда они увидели Целиковскую, остановились, взяли ее на руки и несли несколько кварталов на руках. А вся улица ей аплодировала. Она обладала редкостным жизнелюбием, умела быть благодарной судьбе за любую малость. Мама актрисы говорила: «Ой, с Люськой так легко жить, она встанет утром и поёт, поёт». Целиковская была преданным и искренним другом. Когда критики разгромили роман Пастернака «Доктор Живаго» и по московским улицам ходили толпы «протестующих трудящихся» с транспарантами, она не побоялась — купила огромный букет цветов и бросилась на дачу к писателю — знала, что именно там он прячется от всего мира. Увидев наглухо занавешенные окна, забарабанила маленькими кулачками в дверь: «Борис Леонидович, откройте, это я — Люся Целиковская!».

Людмила Васильевна мастерски играла в теннис и азартно — в карты, обожала ходить в лес собирать грибы, путешествовать, вязать и переводить с английского. Своим самым серьёзным недостатком считала курение и постоянно повторяла, что в своей жизни сделала два хороших дела — родила сына и построила дачу. На даче она проводила много времени, причём никогда не сидела без дела: собирала и сушила грибы, варила варенье, заготавливала на зиму соленья и маринады. Оставшись одна, она экономила на продуктах, чтобы починить машину или купить новые туфли взамен износившихся; ездила по Подмосковью за дешёвыми стройматериалами для ремонта сарая; моталась по автосервисам в поисках деталей для замены сцепления.

Вячеслав Шалевич, артист Вахтанговского театра: «В ней был азарт. Она была легендой всей страны. Со спектаклем «Деньги, коварство и любовь» по «Голубой книге» Михаила Зощенко мы объездили весь СССР. Украина, Молдавия, Грузия, Армения — повсюду ее встречали с восхищением: «Целиковская!».

Людмила Максакова: «Она ничего и никого не боялась! Однажды она мне рассказала: «Представляешь, мне предложили заниматься стукачеством! Я тут же нашлась и сказала: «Не могу! Вы знаете, я во сне разговариваю!».

Да, она действительно никогда и ничего не боялась. Ни в творчестве, ни в жизни, ни трудностей, ни бедности, ни сильных мира сего. Она, не задумываясь о последствиях, всегда делала так, как считала нужным. И никогда ни о чем не жалела. Очень любила слова Кафки: «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно». Таким было ее отношение к жизни.

по материалам сети…

Ссылка на основную публикацию
Похожее