Бондарчук против балерин
После 9 лет учебы в Вагановском хореографическом училище Людмилу сразу же приняли в Кировский театр оперы и балета. Девушка успела станцевать в «Жизели», сыграть нереиду в «Спящей красавице». В телеверсии этого спектакля ее и увидела ассистент Сергея Бондарчука. Правда, режиссер был категорически против балерин. И на первых пробах Савельева ему совсем «не показалась».
Люся была блондинкой с голубыми глазами, Наташа Ростова у Толстого — темноглазая брюнетка. Читать с листа отрывок из роли ей было сложно. Она нервничала, глотала слова… Слишком молодая, без опыта в киносъемках… Режиссер готов был распрощаться с очередной претенденткой: чего ждать от балерины, если не справились даже достаточно опытные Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская? Тем не менее он попросил Люсю выучить отрывок. И когда она вышла к нему в парике и костюме, Сергей Федорович понял: Наташа Ростова найдена.
Это был серьезный госзаказ из серии «догнать и перегнать Америку». В 1956 году в США экранизировали роман «Война и мир» (в роли Ростовой —Одри Хепберн). От советского режиссера требовалось сделать круче. Бондарчук выбирал лучших актеров, не жалел ни себя, ни членов съемочной группы. Некоторые, не выдерживая, уходили. Сам режиссер свалился с сердечным приступом. На создание картины ушло 6 лет. Проект получился одним из самых дорогостоящих в советском кинематографе. «Оскар», «Золотой глобус» и другие престижные награды были абсолютно заслуженными.
Детство и юность
Наталья появилась на свет в трагичное время — она родилась в январе 1942 года в блокадном Ленинграде в самый разгар голода. И то, что девочка выжила, — настоящее чудо. Немудрено, что раннее детство будущей звезды экрана было тяжелым.
Но война окончилась, и Мила вместе с ленинградцами начала возвращаться в мирную жизнь. Девочка посещала городскую школу. Уже в детские годы Людмилы родные заметили, что она тянется к искусству. Савельева любила читать и проявляла огромный интерес к балету. Мама отвела 11-летнюю дочь в балетную школу и не прогадала. Вскоре ученица начала демонстрировать стремительно возрастающее мастерство. Педагоги высоко оценивали способности юной балерины, называя ее одной из самых перспективных.
View this post on Instagram
A post shared by Одилия (@odilia3827)
Людмила Савельева в молодости
После окончания школы Савельева без труда поступила в Ленинградское хореографическое училище, где продолжила совершенствоваться в балете. Сразу же после получения диплома в 1962 году танцовщицу приняли в Мариинский театр (в то время — Театр оперы и балета им. С. М. Кирова). Все шло к тому, что Людмила в скором времени может занять место солистки Мариинки. На этой сцене артистка дебютировала в постановке «Жизель», а потом блеснула в балете «Спящая красавица». Последний спектакль был экранизирован и показан по телевизору.
И тут, как это нередко бывает, вмешался случай, который в корне изменил судьбу юной балерины.
«Меня всюду называли Наташей»
После премьеры «Войны и мира» она проснулась яркой звездой. Популярность зашкаливала. Читатели журнала «Советский экран» признали Савельеву лучшей актрисой 1966 г. Спустя год ей вручили Орден Трудового Красного Знамени (это в 25-то лет!) Еще через два — присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
Права на «Войну и мир» Бондарчука купили 117 стран мира. Савельеву сравнивали с Хепберн. Фото Людмилы не сходили с журнальных обложек. Родители в СССР, Европе, Америке называли дочерей Наташами. Япония ежегодно демонстрировала своим жителям наш фильм, а 1972-й даже объявила годом Савельевой, назвав ее «богиней красоты». «Меня всюду узнавали и называли Наташей, — вспоминала актриса. — Я объехала с картиной весь мир — нас принимали необыкновенно доброжелательно, восторженно».
Людмила Савельева на фоне афиши фильма «Война и мир», 1966 год. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов
Фильмография
- 1967 — «Война и мир»
- 1969 — «Подсолнухи»
- 1970 — «Бег»
- 1970 — «Чайка»
- 1973 — «Всадник без головы»
- 1977 — «Юлия Вревская»
- 1981 — «С вечера до полудня»
- 1983 — «Шел четвертый год войны»
- 1984 — «Успех»
- 1989 — «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»
- 2000 — «Нежный возраст»
- 2001 — «Часы без стрелок»
- 2006 — «Седьмое небо»
- 2009 — «Анна Каренина»
via
Актрису стали забывать
Уже во время съемок Людмила поняла, что совмещать балет и кино не получится — от усталости и напряжения она не раз падала в обморок. Надо было делать выбор. И она предпочла театральной сцене съемочную площадку. От предложений режиссеров не было отбоя. Но повторяться Савельевой не хотелось — в основном предлагали роли наивных нежных барышень. Приходилось отказываться.
Разрешение сниматься за границей ей дали только на картину «Подсолнухи» итальянца Витторио де Сика. С Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Да и то с условием: фильм будет совместным и большая часть съемок пройдет в СССР. Восторгов у публики и критиков картина не вызвала. Савельеву на премьеру в Италию не отпустили. Но сама работа для нее, бесспорно, оказалась полезной.
Дальше были «Бег», «Чайка», «Всадник без головы»… Но своему принципу актриса следует и сегодня: лучше не сниматься совсем, чем сниматься в чем попало. Ей давали главные роли, ее приглашали крепкие советские режиссеры, она играла в кадре с лучшими актерами. Но фильм «Война и мир» так и остался один на личном пьедестале почета. В фильмографии есть картины, которые прошли незаметно.
Итальянский режиссер Витторио де Сика (2-й справа) и актеры Марчелло Мастрояни (справа) и Людмила Савельева во время съемок фильма «Подсолнухи». 1969 год. Фото: РИА Новости
С годами перерывы в работе становились длиннее, зрители стали забывать актрису, которую когда-то называли символом советского кинематографа. На закате карьеры Людмила Михайловна четырежды сыграла у Сергея Соловьева. Потом, несмотря на все принципы, согласилась поучаствовать в сериалах. Но роль дежурного врача в телефильме «Дочки-матери» была для нее последней. Итого: 25 картин. Для миллионов зрителей она только Наташа Ростова. И, как знать, может, Людмила Михайловна не раз пожалела, что оставила балет…
LiveInternetLiveInternet
Людмила Савельева
БИОГРАФИЯ САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна Родилась 24.01.1942, Ленинград Народная артистка РСФСР (1985). Балерина Людмила Савельева родилась в Ленинграде во время блокады. В 1962 году она Савельева окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай… Наташа Ростова На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову. На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева…. Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа». Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день. Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась. Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… И вообще какой-то гадкий утёнок… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось». Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль. О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно сама всё делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актёрами. Последняя проба оказалась самой сложной — нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать. В горле пересохло… Я пробовалась тогда с замечательным актёром Иннокентием Смоктуновским, он мне подыгрывал. Когда я произнесла фразу «Год, неужели целый год?», то вдруг увидела — по лицу Смоктуновского катятся слёзы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, что такое актёрское братство. Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, как у нас идут дела, и здорово помог мне». Наша Одри Хепберн Съемки фильма «Война и мир» продолжались несколько лет. Интерес к нему был огромен – еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение. В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила Савельева. Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. И тогда она решила оставить балет. Позже у нее спрашивали – не жалеет ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, — признается актриса. — А когда окончательно «вросла» в Наташу, всё в моей судьбе решилось». Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму был присужден «Оскар». Была отмечена и работа Савельевой. На Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды — за лучший дебют и приз зрительских симпатий. Но самое главное – это неподдельная любовь зрителей всего мира. Один факт — во Франции после выхода картины на экран мамы стали называть своих родившихся дочерей Наташами. Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы экранизировали роман «Война и мир». Наташу Ростову в той картине прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и вся.
Брак Покинув театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой театра-студии киноактера. В те же годы изменилась и личная жизнь актрисы. Она вышла замуж за Александра Збруева, который к тому времени уже приобрел известность благодаря фильмам «Мой младший брат» и «Два билета на дневной сеанс». Для Збруева это был второй брак. Первой его женой была актриса Валентина Малявина. 1970 год Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет. Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со стороны режиссеров? Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками «Войны и мира» под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу». Ей повезло. Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы. В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был о за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году. Стоит упомянуть и еще об одной работе Людмилы Савельевой. В 1970 году она снялась в французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». Молодой актрисе выпало сниматься вместе с несравненными Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. И хотя эту картину вряд ли можно назвать большой удачей, опыт, приобретенный в работе с мировыми звездами бесценен. В заключении следует отметить, что 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой. 70-е – 80-е годы Как уже стало понятно, Людмила Савельева серьезно подходила к выбору ролей. Однажды задав для себя высокую планку, она не собиралась ее снижать. Вероятно, поэтому в ее биографии так мало фильмов. В 70-е годы вообще можно отметить лишь два. В 1973 году она вместе с Олегом Видовым снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом фильме Владимира Вайнштока «Всадник без головы». Четыре года спустя Савельева сыграла главную роль в советско-болгарском историческом фильме «Юлия Вревская», рассказывающем о драматической судьбе замечательной русской женщины — графини Юлии Петровны Вревской, вложившей все свои средства в организацию добровольческого санитарного отряда в период русско-турецкой войны. Немного чаще Савельева снималась в 80-е годы. Вместе со своим мужем Александром Збруевым она сыграла в героико-приключенческом фильме Георгия Николаенко «Шел четвертый год войны» и психологической драме Константина Худякова «Успех». Из других работ тех лет самой заметной является главная роль в психологической драме Виталия Кольцова «Нам не дано предугадать». Личная жизнь С начала 90-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься в кино. А спустя несколько лет начали распространяться слухи о том, что многолетний брак Александра Збруева с Людмилой Савельевой распался. Артиста стали все чаще видеть в обществе другой женщины. Сам он от любых расспросов на этот счет категорически уходил, заявляя «Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда не рассказываю ни о жене, ни о дочери». Не очень то распространялась на эту тему и Людмила Савельева. Зато бывшая жена Збруева Валентина Малявина летом 1997 года заявила: «Саша совершенно запутался в женщинах. Сегодня у него две жены, и он как-то с ними не справляется: обе мне на него жалуются…» Как бы то ни было, супруги по-прежнему живут вместе. Возвращение в кинематограф После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки». После этого последовали главная роль в драме Сергея Соловьева «Нежный возраст», и роль в картине все того же Владимира Наумова «Часы без стрелок». Признание и заслуги 1967 — по результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года. 1985 — народная артистка РСФСР. орден Трудового Красного Знамени. Фильмография: 1967 — по результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года. 1985 — народная артистка РСФСР. орден Трудового Красного Знамени. Фильмография[править | править исходный текст] 1964 — Спящая красавица — нереида 1967 — Война и мир — Наташа Ростова 1970 — Подсолнухи — Маша 1970 — Бег — Серафима Владимировна Корзухина 1970 — Чайка — Нина Заречная 1972 — Всадник без головы — Луиза Пойндекстер 1977 — Юлия Вревская — Юлия Вревская 1981 — Шляпа — Мила 1981 — С вечера до полудня — Нина Жаркова 1983 — Шёл четвёртый год войны — Надежда Мороз 198? — Снег (к/м) — Татьяна Петровна, актриса 1984 — Нам не дано предугадать — Ольга Николаевна Мичурина 1984 — Успех — Инна, бывшая жена Фетисова 1986 — Чужая Белая и Рябой — Ксения Николаевна Старцева, актриса 1989 — Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви — мать Александры 1991 — Сюжет для двух рассказов — мать Володи 2000 — Нежный возраст — бабушка («Ночная ведьма») 2001 — Часы без стрелок 2006 — Седьмое небо — Маргарита, мать Егора 2008 — Чемпион — эпизод 2009 — Анна Каренина — княгиня Щербацкая Фотографии разных лет, кадры из фильмов:
На Международном кинофестивале.Серго Закариадзе, Людмила Савельева и Софи Лорен
.На Международном кинофестивале
Людмила Савельева и Александр Збруев
Фото с обложки журнала «Советский фильм»
«Война и мир». В роли Наташи Ростовой Всадник без головы
Бег
С вечера до полудня
Шел четвертый год войны
Шляпа
С Витторио Де Сика на съемках фильма «Подсолнухи»
Нежный возраст
На съемках фильма «Подсолнухи»: София Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмила Савельева
» Анна Каренина»/2009/
С актрисой Кирой Головко br /
Сразу предложила развестись
Оскароносная картина «Война и мир» в корне изменила судьбу молоденькой Людмилы. Она оставила любимую профессию. В одночасье стала кинозвездой. Во время съемок встретила будущего мужа Александра Збруева. Вскоре родила дочь… Наташу.
Статья по теме
По кличке Интеллигент. «Большие перемены» в жизни Александра Збруева Но война и мир были и в личной жизни Людмилы Михайловны. Такие страсти кипели — врагу не пожелаешь!
Семейное счастье актрисы оказалось хрупким. До Людмилы Збруев уже был женат. Но Валентина Малявина изменила ему — он простить не смог. Встретив Людмилу, влюбился с первого взгляда. Однако… сам оказался неверным.
Збруев всегда нравился женщинам. Они влюблялись в его глаза, обаяние… Не устояла и Елена Шанина, коллега по «Ленкому» (первая Кончита в легендарном спектакле «Юнона и Авось»), на 14 лет моложе Александра. Довольно долго влюбленным удавалось скрывать отношения. Но в театре и шила в мешке не утаишь, не то что любовь. Коллеги стали шушукаться, слухи выползали из стен «Ленкома». А когда 40-летняя Шанина родила дочь Таню, сплетни добрались и до официальной семьи Збруева.
Актеры Армен Джигарханян, Людмила Савельева, Александр Збруев (слева направо) отдыхают в кафе в перерыве между съемками фильма Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин
Для жены и дочери известие стало жесточайшим ударом. Людмила сразу предложила Александру развестись. Наташа поддержала мать. Но переживания были столь сильными (вдобавок ко всему ее предал любимый мужчина), что возникли серьезные проблемы со здоровьем. Говорят, Наташа даже лежала в психиатрической клинике. Но победить болезнь так и не смогла. А ведь подростком она удачно сыграла в фильме Михаила Козакова «Если верить Лопотухину», успешно училась — родители мечтали, что дочь станет переводчиком…
После свалившихся на нее трагедий Наташа уже не хотела и не могла учиться. Пыталась работать продавцом в продуктовом магазине, но надолго не задержалась там. Выход, как это часто бывает, нашелся в церкви. Вместе с ней пришла к Богу и Людмила Михайловна.
Збруев разводиться не собирался. Он вымолил прощения у жены. Обещал, что будет верен. Но продолжал вести двойную жизнь: помогал воспитывать Шаниной их Татьяну. И вместе с Савельевой боролся за здоровье Натальи.
Наталья Збруева в фильме «Если верить Лопотухину», 1983 год. Фото: Кадр из фильма
Людмила Савельева и Александр Збруев
В личной жизни актрисы не было громких романов – знакомство с будущим мужем раз и навсегда решило ее судьбу. Они познакомились случайно и сначала Людмила не призналась ему в том, что снимается в роли Наташи Ростовой, и только потом, когда они столкнулись в стенах «Мосфильма», будущий муж актрисы увидел ее в сцене первого бала. Сам он в тот период снимался в фильме «Чистые пруды».
На фото: актриса с мужем
Людмила Савельева и Александр Збруев встретились в коридорах киностудии, где актриса снималась в «Войне и мире». Збруев, переживший до этого развод со своей первой женой Валентиной Малявиной, был очарован юной балериной и влюбился с первого взгляда.
В шестьдесят седьмом году Александр стал мужем Людмилы Савельевой, а через год в их личной жизни произошло радостной событие – они стали родителями.
Все в молодой семье складывалось идеально – супруги любили друг друга, у них подрастал ребенок, но вскоре личная жизнь Людмилы Савельевой была омрачена известием о том, что муж не только ей изменяет, но у него, фактически, есть еще одна семья, в которой подрастает еще одна его дочь. Муж Людмилы Савельевой всегда имел успех у женщин и порой отвечал им взаимностью.
Так произошло с Еленой Шаниной, актрисой театра им. Ленинского комсомола, которая была моложе Збруева на четырнадцать лет. Отношения с ней Збруев долго скрывал, но все вышло наружу, когда Елена родила ему дочку Таню. Тем не менее, актер, ставший отцом двоих детей от разных женщин, решил остаться со своей семьей, но помогал Шаниной воспитывать их общего ребенка. Людмиле Михайловне хватило сил и женской мудрости, чтобы сохранить семью.
Збруев и Савельева в фильме «Шел четвертый год войны»
В 2021 году Людмила Савельева и Александр Збруев отметили золотую свадьбу, и, чтобы ни говорили об их отношениях, сегодня они по-прежнему вместе, и супруг относится к Людмиле Михайловне с восхищением и любовью.